2

Политика занятости базируется на обеспечении возможности каждому реализовать свое право на труд. Немало граждан получают повышенное вознаграждение, работая по совместительству. Под совместительством принято понимать выполнение, кроме своей основной, другой работы на условиях трудового договора. Несмотря на востребованность, совместительство почти не урегулировано трудовым законодательством и, в частности, Кодексом законов о труде. Из-за этого на практике могут возникать проблемные вопросы.

Государственная служба занятости разъяснила, какие существуют особенности при приеме на работу по совместительству.

1) Специфика трудоустройства на работу по совместительству

Факт заключения трудового договора на условиях совместительства должен быть отражен в заявлении работника и в приказе (распоряжении) работодателя. Работник, который устраивается на работу по совместительству, не должен предъявлять трудовую книжку. Работодатель не имеет права отказать работнику в приеме на работу по совместительству в связи с отсутствием у него информации о наличии у работника основного места работы. Об этом указано в письме Министерства социальной политики Украины от 14.04.2017 г. Запись о работе по совместительству может быть по желанию работника занесена в трудовую книжку по основному месту работы на основании справки с места работы по совместительству. При заключении трудового договора с совместителем необходимо до начала выполнения работы направить в налоговые органы письменное уведомление. Согласия основного работодателя на трудоустройство по совместительству по общему правилу не нужно. Но следует помнить о содержании ст. 21 КЗоТ: коллективным договором и соглашением сторон может предусматриваться ограничение на совместительство (например, недопустимость работы на конкурентов работодателя). Труд иностранных высокооплачиваемых профессионалов может применяться без разрешения на должностях по совместительству, если срок действия трудового договора на должности по совместительству не превышает срок действия разрешения по основному месту работы (ст. 42 Закона “О занятости населения”).

2) Необходимость согласования графиков рабочего времени и времени отдыха на двух работах

Работа может выполняться по нескольким трудовым договорам, которые заключены с одним работодателем (внутреннее совместительство), а может выполняться по нескольким трудовым договорам, которые заключены с разными работодателями (внешнее совместительство). При этом должность, которую занимает работник по совместительству, может быть аналогична должности по основному месту работы. Прямого запрета выполнять трудовые обязанности одновременно в одни и те же часы по местам работы по совместительству действующее законодательство не содержит, подчеркивают должностные лица Государственной службы по вопросам труда. Однако во избежание накладок в графике работы работодатель имеет право попросить справку с основного места работы с указанием часов, графиков рабочего времени. Ежегодные отпуска полной длительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на данном предприятии по желанию работника предоставляются совместителям одновременно с отпуском по основному месту работы (ст. 10 Закона “Об отпусках”). Отпуск без сохранения заработной платы по желанию работника предоставляется в обязательном порядке.

3) Право на получение пособия по временной нетрудоспособности по основному месту работы и по месту работы по совместительству

Пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам предоставляются как по основному месту работы, так и по совместительству. В случае работы по совместительству, по трудовому договору (контракту) одновременно с осуществлением предпринимательской или другой деятельности основанием для назначения пособия является копия листка нетрудоспособности, заверенная подписью руководителя и печатью (при наличии) по основному месту работы (ст. 31 Закона “Об общеобязательном государственном социальном страховании”). Если человек работает на нескольких работах по совместительству, дополнительно прилагаются справки о средней заработной плате по местам работы по совместительству. В таком случае суммарная заработная плата, с которой рассчитываются выплаты, по месяцам расчетного периода по основному месту работы и по месту (местам) работы по совместительству не может превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса (пункт 30 постановления КМУ “Об исчислении средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию” от 26 сентября 2001 года № 1266).

4) Особенности регулирования труда по совместительству в бюджетном секторе

Подробно работа по совместительству урегулирована постановлением Кабинета Министров “О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций” от 03.04.93 г. № 245 (дальше – Постановление № 245) и Положением об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденным совместным приказом Минтруда, Минюста и Минфина от 28.06.93 г. № 43 (дальше – Положение № 43). Как следует из названия, данные акты регулируют труд на государственных предприятиях, но в Минсоцполитики считали возможным распространить их действие на все бюджетные учреждения. Постановлением КМУ № 245 установлены следующие особенности: (1) рабочее время по совместительству не может превышать 4 часов в день и полного рабочего дня в выходной; (2) руководители государственных предприятий, учреждений, организаций, их заместители, руководители структурных подразделений государственных предприятий, учреждений, организаций и их заместители не имеют права работать по совместительству (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности). Законодательством предусмотрено, что увольнение (без выплаты выходного пособия) совместителей в бюджетном секторе допустимо в случае приема работника, который не является совместителем, или ограничения совместительства в связи с особыми условиями и режимом труда. При таком увольнении на работников государственных предприятий распространяются гарантии, предусмотренные ст. 40 КЗоТ (в частности, запрет увольнения в период временной нетрудоспособности). Об этом указывает Минсоцполитики в письме от 28.10.2016 г.

5) Исключения для совместителей при осуществлении мер по сохранению рабочих мест и социальной защите безработных

Статьей 7-1 Закона “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы” предусматриваются меры по профилактике наступления страховых случаев. К профилактическим мерам относится финансирование расходов работодателя на оплату труда работников, которые с целью предупреждения высвобождения временно переведены по их согласию на другую работу (до 6 месяцев в течение года). Однако финансирование расходов на оплату труда не осуществляется работодателю для лиц, работающих по совместительству. Кроме того, работникам по совместительству не предоставляется пособие по частичной безработице и/или пособие по частичной безработице на период карантина, предусмотренные Законом “О занятости населения”. При этом в случае увольнения лица с работы по совместительству он не может зарегистрироваться как безработный и получать пособие по безработице, пока есть занятость по основному месту работы.

Больше информации о том, как предупредить кризисные ситуации бизнеса уже сегодня, получайте в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Держите руку на пульсе актуальной правовой картины дня со всеми нововведениями, используйте подборку ситуаций для оперативного реагирования на любые изменения и имейте доступ к полной базе нормативных документов на любую дату, в частности и тех, которые регулируют работу компаний в условиях коронакризиса, карантинов, чрезвычайных положений.

Попробуйте тестовый доступ к системам ЛІГА:ЗАКОН по ссылке, объективно оценивайте любую ситуацию и принимайте твердые и взвешенные решения уже сегодня.

Читайте также:

Разъяснение относительно карантинного моратория на проверки: Гоструда