11

Что происходит с законопроектом Зеленского о судебной реформе и почему переаттестация и отбор новых судей начнется не раньше второй половины 2021 года.

В 2020 году Владимир Зеленский не раз называл судебную реформу в числе приоритетов, в том числе обещал  МВФ и Евросоюзу провести ее неотложно, утверждая, что «ни в коем случае не позволит темным силам предпринять попытку контрреволюции» и начнет «масштабную и смелую программу судебной реформы, которая может включать в себя очищение судов».

Что происходит с законопроектом Президента, разбиралась «Судебно-юридическая газета».

Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики в уходящем году так и не смог определиться со своим вердиктом законопроекту Владимира Зеленского о судебной реформе 3711, определенного Президентом как неотложный еще в июне 2020 года. Напомним, что декларируемая цель проекта – возобновить работу одного из ключевых для Украины кадровых органов судебной системы – Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС).

Законопроект 3711 стоял в повестке дня Верховной Рады на 18 декабря.

Комитет посвятил обсуждению правок к законопроекту в доработанной версии 3711-д (текст которого ранее публиковала «Судебно-юридическая газета») 4 заседания (2, 8, 9 и 10 декабря) и в общей сложности около 8 часов, но не дошел до основного камня преткновения – формулы участия международных экспертов в процессе отбора членов ВККС.

Напомним, что ВККС не действует уже 14 месяцев, что блокирует процедуры отбора новых судей и квалификационного оценивания действующих судей (в народе известного как переаттестация).

Ранее глава Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Андрей Костин уже предрекал, что вопрос о международных экспертах, которые бы имели возможность влиять на кадровую политику в судебной системе, «может вызвать очень сложную дискуссию в украинском парламенте».

Многие депутаты стоят на позиции, что роль международных организаций в этих вопросах должна быть или минимальной, или ее не должно быть вовсе, поскольку это угрожает суверенитету Украины.

В то же время требования Международного валютного фонда для предоставления Украине транша и Европейского Союза о предоставлении макрофинансовой помощи прямо «подвязаны» под судебную реформу, а точнее, под участие в формировании кадрового состава ВККС и проверке добропорядочности Высшего совета правосудия международных экспертов.

В частности, в МВФ ожидали выполнения Украиной пункта о создании комиссии по проверке Высшего совета правосудия еще в октябре 2020 года. 

В свою очередь, в Минфине заявляют, что «отсутствие транша МВФ не позволяет отыскать источник дофинансирования судебной системы», а, как известно, Бюджет-2021 не предусматривает нормальное финансирование на почтовые отправления, интернет в судах, электронное правосудие и пр.  

Сначала рассмотрение законопроекта Зеленского 3711 откладывалось, поскольку парламент ждал Вывод Венецианской комиссии.

Затем, 8-9 октября такой Вывод появился, но далее уверений Зеленского для международных партнеров судебная реформа не сдвинулась. 

В ходе обсуждения проекта 8-10 декабря члены Комитета дошли до предлагаемой статьи 95-1, которая как раз и должна регулировать порядок формирования и статус Конкурсной комиссии с участием международных экспертов, которая отберет новый состав ВККС.

Основной вопрос, который звучал от членов Комитета, касался соотношения полномочий национального органа – Высшего совета правосудия и такой Конкурсной комиссии. 

В частности, предлагалось определить временный статус «международной» комиссии и обязать ее предоставить альтернативный перечень кандидатов для ВСП, чтобы последний мог выбрать наиболее подходящих. Также звучало предложение, что если международные организации не дадут своих экспертов для КК по отбору ВККС, это могут сделать за них украинский Совет прокуроров, Совет адвокатов и Президия академии наук. 

Однако на этом Комитет решил остановиться, и 16 декабря законопроект 3711 уже не стоял в его повестке дня.

Напомним, что накануне, 15 декабря «Судебно-юридическая газета» опубликовала эксклюзивное интервью Посла, Главы Представительства ЕС в Украине Матти Маасикаса. В нем он подчеркнул, что «вторая выплата макрофинансовой помощи будет зависеть от выполнения Украиной 8 структурных условий, в том числе связанных с судебной системой». А именно – он акцентировал внимание, что законопроект 3711 должен решать и вопрос создания Комиссии с международным участием по проверке добропорядочности членов ВСП.

«Что касается условий макрофинансовой помощи от ЕС, то условие о создании Комиссии по этике еще не выполнено, и мы работаем с правительством Украины над его решением.

Реформа Высшего совета правосудия является ключевой в контексте более широкой судебной реформы. Нынешний кризис вокруг Конституционного Суда еще раз подчеркнул острую необходимость в такой реформе, поскольку все другие структурные реформы в Украине зависят от верховенства права.

Это также признается в Заключении Венецианской комиссии от 9 октября по законопроекту 3711, в котором рекомендуется срочно решить проблемы добропорядочности в ВСП.

Мы считаем, что воссоздание Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) и внедрение механизма для обеспечения добропорядочности Высшего совета правосудия необходимо проводить параллельно, поскольку эти два органа взаимосвязаны институционально и функционально.

Нельзя разделить эти две реформы без ущерба для их общего качества и взаимодействия. Более того, мы призывали украинские власти решить обе проблемы с помощью единого законодательного пакета, в идеале – через находящийся на рассмотрении законопроект 3711».

«Добропорядочность ВСП должна быть усилена путем создания независимой Комиссии по этике с привлечением международных экспертов. Эта Комиссия, с одной стороны, будет оценивать добропорядочность нынешних членов ВСП и рекомендовать к увольнению тех, кто не прошел такую ​​оценку, а с другой стороны, предварительно будет отбирать кандидатов, чьи качества отвечают требованиям к этике и добропорядочности, из которых субъекты назначения членов ВСП могли бы выбрать в итоге членов Совета правосудия.

И позвольте мне еще раз подчеркнуть: мы считаем, что перезагрузка ВККС и ВСП должна происходить параллельно, поскольку реформированная ВККС не сможет реализовать свои задачи и функции, если реформа ВСП – окончательного органа, принимающего решения по вопросам процесса отбора и квалификационного оценивания судей – откладывается или затрудняется»,  – отметил он. 

Итак, судебная реформа сейчас находится на перепутье

Если ее итоговая версия не будет включать участие международных экспертов в том виде, как это хотят видеть в МВФ и ЕС, то финансовая поддержка Украине может быть поставлена под сомнение.

А поскольку партнеры Украины настаивают на достаточно жесткой версии такой реформы – с проверкой членов конституционного органа Украины, Высшего совета правосудия, достичь консенсуса в парламенте будет непросто, если не невозможно.

Так или иначе, ситуация, скорее всего, пока зашла в тупик. И это только усилит проблему с нехваткой кадров в судебной системе.

«Только у меня такое впечатление, что кто-то хочет уж совсем завалить всю судебную систему? У нас есть проект 3711, который стоял в повестке дня на 18 декабря. Судебной системе не хватает кадров, об этом говорят и глава ВС, и глава ВСП, а мы его технически постоянно переносим. На повторное первое чтение законопроект был направлен месяц назад», – отметил член Комитета Олег Макаров на заседании Комитета 16 декабря.

Глава Комитета Андрей Костин на это ответил, что все члены Комитета являются свидетелями того, насколько сложно проходит обсуждение проекта 3711.

«Вы сами видите, какая сложная дискуссия вокруг этого законопроекта», – добавил он.

По словам Андрея Костина, Комитет продолжит работу над проектом 3711, однако пока в формате рабочих встреч.

Напомним, что в августе А. Костин предупреждал, что выполнение международных обязательств простым не будет. 

«Если мы просто скажем, «давайте об этом забудем» и будем все делать сами, как мы хотим, то мы можем услышать ответ: «ну тогда и с Российской Федерацией тоже разбирайтесь сами». Нужно найти компромисс между полным неприятием иностранного элемента при проведении изменений в сфере судоустройства и созданием дополнительных конструкций с международным участием», – рассказал А. Костин. 

При этом он отмечал, что «Высший совет правосудия является конституционным органом. Я даже не знаю, как указанное в меморандумах будет работать».

Верховная Рада завершила свою работу и продолжит ее уже в конце января 2021-го. Это значит, что к законопроекту 3711 парламент приступит не ранее февраля.

Напомним, что на февраль намечен съезд судей Украины, который изберет новых членов Высшего совета правосудия, и к тому времени, очевидно, комиссия по проверке добропорядочности кандидатов в ВСП с международными экспертами создана не будет.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.