7

Специалисты Центрально-Западного межрегионального управления Министерства юстиции (г. Хмельницкий) рассказали о требованиях к удостоверению копий судебных решений, которые подаются для государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 27 Закона “О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений” (дальше – Закон) государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится, в частности, на основании судебного решения, вступившего в законную силу, относительно приобретения, изменения или прекращения права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество.

Части 1, 2, 4 статьи 31-1 Закона определяют, что регистрационные действия на основании решений судов проводятся исключительно на основании решений, полученных в результате информационного взаимодействия Государственного реестра прав и Единого государственного реестра судебных решений (дальше – ЕГРСР), без подачи соответствующего заявления заявителем.

Государственная судебная администрация в день вступления в законную силу решения суда, которое предусматривает приобретение, изменение или прекращение вещных прав на недвижимое имущество, обременений таких прав, внесение изменений в записи Государственного реестра прав, приостановление регистрационных действий, внесение записи об отмене государственной регистрации прав или отмене решения государственного регистратора, обеспечивает передачу в Государственный реестр прав экземпляра такого судебного решения. Информационное взаимодействие между Государственным реестром прав и ЕГРСР осуществляется информационно-телекоммуникационными средствами в электронной форме в порядке, определенном Министерством юстиции совместно с Государственной судебной администрацией.

Абзац 1 пункта 2 раздела ІІ “Заключительные и переходные положения” Закона № 1666-VIII “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности” (дальше – Закон № 1666-VIII) устанавливает, что до внедрения информационного взаимодействия между Государственным реестром прав и ЕГРСР, предусмотренного Законом, а также в случае проведения регистрационных действий на основании решений судов, вступивших в законную силу, до внедрения соответствующего информационного взаимодействия регистрационные действия на основании решений судов проводятся по обращению заявителя.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона заявителем является собственник, другой правоприобретатель, сторона сделки, у которых возникло вещное право, или уполномоченные ими лица – в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения права собственности и других вещных прав.

Государственный регистратор прав на недвижимое имущество с целью установления приобретения, изменения или прекращения вещных прав на недвижимое имущество и их обременений на основании поданного решения суда обязательно использует сведения ЕГРСР с помощью официального веб-портала судебной власти Украины относительно наличия такого решения в соответствующем реестре в электронной форме, соответствия его по документарной информации и реквизитам. В случае отсутствия решения суда в ЕГРСР государственный регистратор прав на недвижимое имущество запрашивает копию такого решения суда, удостоверенную в установленном порядке, от соответствующего суда. Направление запроса в суд о получении копии решения суда является основанием для приостановления рассмотрения заявления о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений (абзац третий подпункта 1 пункта 2 раздела ІІ “Заключительные и переходные положения” Закона № 1666-VIII).

В соответствии со статьей 20 Закона в случае если оригиналы документов, необходимых для проведения регистрационных действий, в соответствии с законодательством остаются в делах государственных органов, органов местного самоуправления, их выдавших, заявитель подает копии документов, оформленные такими органами в соответствии с законодательством. Именно к таким документам относятся судебные решения, которые согласно действующему законодательству хранятся в материалах судебных дел.

С 1 января 2020 года действует новая Инструкция по делопроизводству в местных и апелляционных судах Украины, утвержденная приказом ГСА от 20.08.2019 г. № 814. Приказами Государственной судебной администрации от 24.12.2019 г. № 1196, от 03.06.2020 № 248 в Инструкцию был внесен ряд изменений, в частности, в части удостоверения и выдачи копий судебных решений и документов.

Процедура удостоверения и выдачи копий судебных решений и документов включает:

– Копия судебного решения, изготовленная аппаратом суда, удостоверяется ответственным лицом аппарата суда и печатью суда с указанием даты.

– Если судебное решение не вступило в законную силу, об этом работник аппарата суда указывает на копии, которая выдается или направляется; на копии судебного решения, вступившего в законную силу, указывается дата вступления его в силу.

– Копии судебных решений, вступившие в законную силу или подлежащие немедленному исполнению, должны быть прошиты, пронумерованы, удостоверены и скреплены соответствующей печатью суда. Они могут быть выданы повторно по заявлению лица в порядке, установленном законодательством. Они изготавливаются аппаратом суда только после внесения суммы судебного сбора за изготовление копии судебного решения.

– Копия судебного решения должна отвечать оригиналу и может быть изготовлена путем:

1) изготовления ксерокопии с оригинала судебного решения, находящегося в материалах дела;

2) распечатки копии судебного решения, сохраненного в электронном виде в автоматизированной системе документооборота суда.

– Копия судебного решения (документа) удостоверяется отметкой “Згідно з оригіналом”.

– На копии судебного решения (документа) может указываться информация о том, что оригинал судебного решения (документа) находится в материалах дела (уголовного производства).

– В случае удостоверения с оригинала электронного документа, сохраненного в автоматизированной системе документооборота суда, проставляется отметка “Виготовлено з автоматизованої системи документообігу суду”.

– На лицевой стороне в верхнем правом углу первого листа документа проставляется отметка “Копія”.

– На копии документа указывается наименование должности, личной подписи лица, удостоверяющего копию, его инициалов и фамилии, даты ее удостоверения.

– Отметка об удостоверении размещается ниже реквизита документа “Підпис”.

– Копия документа скрепляется соответствующей печатью суда.

– Если копия состоит из нескольких листов, она должна быть прошнурована нитями на три прокола, а на обратной стороне последнего листа скреплена подписью ответственного лица аппарата суда, удостоверена оттиском печати суда, с отметкой “Всього в копії _____ арк”., должности и ФИО ответственного лица аппарата суда.

– Допускается удостоверять копии документов постранично.

– Копия документа скрепляется соответствующей печатью суда.

– К копии судебного решения, в которое внесены изменения, также прилагается копия судебного решения, которым оно изменено.

ЛІГА:ЗАКОН презентует Verdictum PRO – первую систему анализа судебных решений с функционалом предвидения достоверности победы в суде во всех трех инстанциях с помощью искусственного интеллекта. С Verdictum PRO вы получите:

– возможность в один клик просмотреть подобные судебные решения;

– быстрый отбор дополнительных аргументов в виде НПА, упоминаемых в подобных судебных решениях, и решений с правовой позицией;

– понимание необходимости изменения аргументов и текста искового заявления для большей достоверности победы в суде;

– быструю оценку бесперспективных дел или, наоборот, тех, которые кажутся бесперспективными только на первый взгляд.

Детальнее по ссылке.

Читайте также:

Определено среднее время для рассмотрения судебных дел