3

Специалисты Главного управления ГНС в Днепропетровской области предоставили разъяснение относительно отмены действия электронной цифровой подписи.

На основе чего отменяется действие ЭЦП

7 ноября 2018 года вступил в силу обновленный Закон “Об электронных доверительных услугах” от 5 октября 2017 года № 2155-VIII (дальше – Закон № 2155). Им введено понятие новой, более защищенной электронной подписи – “квалифицированная электронная подпись” (дальше – КЭП) и отменено понятие ЭЦП.

Поскольку на тот момент все налогоплательщики пользовались исключительно ЭЦП, было решено организовать их постепенный переход на КЭП. Поэтому согласно части 5 раздела VII Закона № 2155 налогоплательщики могли полноценно использовать ЭЦП в течение 2 лет с момента вступления в силу новых норм. Таким образом они получили возможность заменить ЭЦП на КЭП в удобное для себя время.

Что делать, если вы получили электронную подпись до 7 ноября 2018 года

Если вы получили электронную подпись до 7 ноября 2018 года и потом не обновляли или не продлевали ее, то вы являетесь владельцем старой ЭЦП, которая будет недействительна с 7 ноября.

Для того чтобы получить актуальную КЭП и продолжать подписывать электронные документы и налоговую отчетность, нужно обратиться в выбранный Аккредитованный центр сертификации ключей (дальше – АЦСК).

Что делать, если вы получили электронную подпись после 7 ноября 2018 года

После 7 ноября 2018 года большинство АЦСК выдавали налогоплательщикам электронную подпись в виде КЭП. Обязательно убедитесь в том, что вы являетесь владельцем именно такого ключа, чтобы комфортно продолжать свою работу после 7 ноября. Для этого обратитесь в АЦСК, в котором вы получили электронную подпись.

В каком виде могут храниться КЭП

Поскольку КЭП является электронным файлом, для ее хранения нужен физический носитель. В соответствии с нормами Закона № 2155 такой носитель имеет название “средство квалифицированной электронной подписи или печати”. Он может иметь такой вид:

– обычное устройство, на котором создается и хранится КЭП: любой флеш-накопитель, жесткий диск компьютера и т. п. Согласно пункту 17 части 1 статьи 1 Закона № 2155 он называется простым средством КЭП;

– устройство со встроенными аппаратно-программными средствами, обеспечивающими защиту записанных на нем данных от несанкционированного доступа, копирование или ознакомление с параметрами личного ключа. Такое устройство называется защищенным носителем личных ключей и отвечает условиям пункта 2 Порядка использования электронных доверительных услуг. Примером такого носителя является токен (компактное устройство, предназначенное для обеспечения информационной безопасности пользователя, также используется для идентификации его владельца, безопасного удаленного доступа к информационным ресурсам и т. п.).

То, в каком виде должен храниться ваш ключ, зависит от вашего вида деятельности.

Кто должен хранить КЭП исключительно на защищенных носителях

Согласно требованиям абзаца второго части 2 статьи 17 Закона № 2155 с 7 ноября 2020 года хранить КЭП на защищенных носителях личных ключей (токенах) обязаны следующие субъекты:

– представители органов государственной власти;

– представители органов местного самоуправления;

– работников государственных учреждений, предприятий, организаций;

– нотариусы;

– государственные регистраторы и субъекты, исполняющие их обязанности согласно уполномочиванию государства.

В каком виде должны держать КЭП представители частного бизнеса

Согласно законодательству сегодня частные субъекты хозяйствования не обязаны использовать токены, но могут приобрести их по собственному желанию.

Специалисты Главного управления ГНС в Днепропетровской области предоставили обоснование, ссылаясь на правительственное постановление № 193 “О реализации экспериментального проекта по обеспечению возможности использования усовершенствованных электронных подписей и печатей, базирующихся на квалифицированных сертификатах открытых ключей” (дальше – Постановление).

Постановлением установлено, что усовершенствованные электронные подписи или печати, базирующиеся на квалифицированных сертификатах открытых ключей, которые отвечают утвержденным пунктом 2 Постановления требованиям, могут использоваться пользователями электронных доверительных услуг для осуществления электронной идентификации, электронного взаимодействия и аутентификации физических лиц, юридических лиц, а также представителей юридических лиц в случае, когда законодательством предусмотрено использование исключительно квалифицированных электронных подписей или печатей (квалифицированных электронных доверительных услуг) или записей электронной идентификации с высоким уровнем доверия.

В соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления с 7 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года частный бизнес имеет право использовать КЭП, которые базируются на квалифицированных сертификатах открытых ключей (то есть хранить подпись на любой флешке, жестком диске и т. п.).

С 1 января 2022 года частные субъекты хозяйствования обязаны использовать КЭП исключительно на защищенных носителях личных ключей (токенах).

Какой носитель считается токеном

Токен (его также называют аппаратным ключом) – это флеш-накопитель, который имеет уникальный инвентарный номер и утвержден Госслужбой спецсвязи. Защищенность электронной подписи, которая хранится на токене, обеспечивается следующими факторами:

– когда пользователь подписывает документы, сервис электронного документооборота считывает не только сам файл, но и параметры носителя, на котором он хранится;

– токен защищен от открытия данных, потому ключ из него невозможно скопировать на другое устройство;

– существует ограничение на допустимое количество введений пароля.

Юристу необходимо быть постоянно в курсе последних новостей и событий на рынке юридических услуг. Профессиональное издание ЮРИСТ&ЗАКОН – достоверный источник важной информации для всего юридического сообщества: правовая картина недели, анализ актуальной судебной практики и практические советы экспертов. Воспользуйтесь  уникальным предложением: оформляйте подписку на полгода или год – и получите бесплатный доступ до конца 2020 года.

Черная пятница от ЛІГА:ЗАКОН стартует уже 6-го ноября. Продукты и системы для удобной работы юристов и адвокатов будут ожидать новых пользователей на самых выгодных условиях. Акция продлится один день. Поэтому скорее заполняйте форму заявки, чтобы не пропустить скидки главной акции года.