Полный анализ текста нового закона об усилении ответственности для водителей: что сможет делать полиция и чего следует остерегаться.
Как известно, 16 февраля Верховная Рада приняла как закон законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения» 2695. Полный текст пока не опубликован, однако нашему изданию известный текст, который был проголосован вместе с правками. Об этом сообщает Центр Авто.
В Кодекс об административных правонарушениях внесены следующие изменения.
Передать «на поруки» трудовому коллективу нельзя
Лицо, совершившее административное правонарушение, кроме должностного лица и лица, совершившего правонарушение, предусмотренные частями 2-4 статьи 126 (управление лицом, не имеющим соответствующих документов на право управления таким транспортным средством или не предъявило их для проверки, или в отношении которой установлено временное ограничение в праве управления) и статьей 130 (управление авто в состоянии опьянения), освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия (изменения в ст. 21 Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива).
То есть, передать нарушителя «на поруки» коллектива или ОО нельзя, если в его действиях будет состав статьи 130 или ч. 2-4 статьи 126 КоАП.
Устным замечанием больше не ограничатся
Ст. 22 «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения» добавляется примечание, исключающей применение этой статьи в правонарушениях по управлению авто в состоянии опьянения и некоторых других.
Напомним, что при малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Итак, ст. 22 добавляется следующая Примечание:
Положения настоящей статьи не применяются к правонарушениям, предусмотренных частью четвертой статьи 121, частью пятой статьи 122, статьями 122-2, 122-4, частью третьей статьи 123, частями второй — четвертой статьи 126 и статьей 130 настоящего Кодекса.
Таким образом, водителей, нарушивших ПДД по этим статьям КоАП полицейские отпустить «с устным замечанием» не смогут, а именно в случаях:
1) повторного в течение года управление ТС, имеет неисправности системы тормозного или рулевого управления, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация его запрещается, или переоборудован с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов; управления ТС, который используется для предоставления услуг по перевозке пассажиров, имеет неисправности, выше, или техническое состояние и оборудование которого не отвечают требованиям стандартов, ПДД и технической эксплуатации; управления водителем транспортным средством, подлежит обязательному техническому контролю, но своевременно его не прошел.
2) В случае, если следующие нарушения повлекли создание аварийной обстановки: превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств более чем на 20 км в час, нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части дорог, правил перевозки грузов, буксировки транспортных средств, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, а также нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам; нарушение правил проезда перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования, проезд на запрещающий сигнал светофора и тому подобное; превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств более чем на 50 км в час, непредоставление преимущества в движении транспортным средствам аварийно-спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции и т.
3) Невыполнение водителями требований полицейского, а водителями военных транспортных средств — требований должностного лица военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины об остановке транспортного средства.
4) Оставление водителями транспортных средств, другими участниками дорожного движения в нарушение установленных правил места ДТП, к которому они причастны.
5) Въезд на железнодорожный переезд в случаях, когда движение через переезд запрещено, если нарушение совершено во время предоставления услуг по перевозке пассажиров или при перевозке опасных грузов.
6) Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления таким транспортным средством, или передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления таким транспортным средством; Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами.
7) Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции.
Несовершеннолетние
В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет админправонарушений, предусмотренных, в частности, статьей 130 (управление авто в состоянии опьянения), они подлежат административной ответственности на общих основаниях (изменения в ст. 13 «Ответственность несовершеннолетних»).
Срок лишения прав
Изменения в статью 30 «Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью»
Лишение предоставленного данному гражданину права управления транспортными средствами применяется на срок до трех лет за грубое или повторное нарушение порядка пользования этим правом или на срок до десяти лет за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Если лицом, лишенным права управления транспортным средством, до истечения срока действия такого взыскания совершено новое административное правонарушение, за которое применено взыскание в виде лишения права управления транспортным средством, к взысканию за совершение нового административного правонарушения присоединяется неотбытая часть взыскания. При этом общий срок лишения права управления транспортным средством может превышать предельно допустимый срок.
Особый срок для наложения взыскания
Изменения в статью 38 «Сроки наложения административного взыскания»
По действующему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в соответствии с настоящим Кодексом подведомственны суду (судьи).
Если дела об административных правонарушениях в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами подведомственны суду (судье), взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его обнаружения.
Новым законом в статью 38 добавляется часть, по которой:
Административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 130 КоАП (управление в состоянии опьянения), может быть наложен в течение одного года со дня его совершения.
За какие нарушения штрафы увеличились
В статье 121 КоАП:
За нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами штраф увеличен с 51 до 510 грн.
За управление водителем транспортным средством, не зарегистрированным либо не перерегистрированным в Украине в установленном порядке, его эксплуатация без номерного знака или с номерным знаком, который не принадлежит этому средству или не отвечает требованиям стандартов, или с номерным знаком, закрепленным в неустановленном для этого месте, закрытым другими предметами, в том числе с нанесением покрытия или применением материалов, препятствующих или затрудняющих его идентификацию, или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния 20 метров, перевернутым или неосвещенным штраф увеличен с 170 до 850 грн. При этом за повторное в течение года совершение вышеуказанных нарушений штраф увеличен с 255 до 1700 грн.
В статье 122 КоАП:
За непредоставление преимущества в движении транспортным средствам аварийно-спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции, которые двигаются с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами, непредоставление преимущества маршрутным транспортным средствам, в том числе нарушение правил движения и остановки на полосе для маршрутных транспортных средств, а также нарушение правил остановки, стоянки, которые создают препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения, штраф увеличен до 680 грн.
Отдельно выделен новый состав о превышении скорости:
Превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств более чем на 50 километров в час.
Сначала предлагалось, чтобы такое нарушение влекло за собой наложение штрафа в размере 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ). То есть, 3400 грн. Однако при голосовании в зале за поправки данный штраф уменьшили до 1700 грн (100 НМДГ).
Вышеуказанные нарушения, повлекшие создание аварийной обстановки, а именно: заставили других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять иные меры по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан, влекут за собой наложение штрафа в размере восьмидесяти пяти НМДГ или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года (то есть, штраф был 680 грн, а стал 1445 грн).
Таким образом, если водитель превысит скорость на 25 км и создаст при этом аварийную обстановку, ему придется заплатить 1445 грн.
Изменения в ст. 122-4 КоАП
Более жестким стало наказание за оставление водителями транспортных средств, другими участниками дорожного движения в нарушение установленных правил места ДТП, к которому они причастны.
Так, ранее было предусмотрено штраф в сумме 255 грн, а теперь будет 3400 грн.
Кроме того, вместо общественных работ как одной из альтернативных санкций предусматривается лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до двух лет.
Изменения в ст. 124 КоАП
За нарушение участниками дорожного движения ПДД, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества увеличен штраф с 340 грн до 850 грн.
Статья 126 КоАП изложена в новой редакции
«Статья 126. Управление транспортным средством лицом, не имеющим соответствующих документов на право управления таким транспортным средством или не предъявило их для проверки, или в отношении которого установлено временное ограничение в праве управления транспортными средствами.
Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе или не предъявили способом, который дает возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в удостоверении водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, а также полисе (договоре) обязательного страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата «Зеленая карта»), либо не предъявила электронное удостоверение водителя и электронное свидетельство о регистрации транспортного средства, действующий внутренний электронный договор данного вида обязательного страхования в визуальной форме страхового полиса, а также других документов, предусмотренных законодательством, — влечет наложение штрафа в размере 425 грн.
За превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств более чем на 20 километров в час, нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части дорог, правил перевозки грузов, буксировки транспортных средств, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, а также нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам — штраф увеличен с 255 до 340 грн.
За нарушение правил проезда перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, нарушение правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, расположения транспортных средств на проезжей части, нарушение правил движения по автомагистралям, пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов, пользование во время движения транспортного средства средствами связи, не оборудованных техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения ими неотложного служебного задания), а так же нарушение правил учебной езды, штраф увеличен с 425 до 510 грн.
Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления таким транспортным средством, или передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления таким транспортным средством, — влекут наложение штрафа в размере 3400 грн.
Управление транспортным средством лицом, в отношении которого установлено временное ограничение в праве управления транспортными средствами, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев.
Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, —
влечет наложение штрафа в размере 20 400 грн.
Повторное на протяжении года совершение нарушений, предусмотренных частями второй — четвертой настоящей статьи, — влечет наложение штрафа в размере 40 800 грн с лишением права управления транспортным средством на срок от 5 до 7 лет и с платным изъятием транспортного средства или без такового.
Примечание. Положения частей первой и второй настоящей статьи не применяются к лицам, которые в установленном порядке учатся вождению транспортного средства».
Для пешеходов и велосипедистов
Сейчас по статье 127 КоАП за переход дороги на красный свет или переход в неположенном месте, а также невыполнение других требований ПДД пешеходы могут отделаться предупреждением со стороны полиции (или штрафом 51 грн). По новому закону им будет грозить штраф 255 грн. При этом предупреждения исключается, то есть штрафовать смогут сразу.
Для велосипедистов штраф увеличивается с 85 грн до 340 грн.
Если же пешеход или велосипедист пьяные, то штраф автоматически увеличивается до 680 грн.
А если их действия повлекли создание аварийной обстановки на дороге, то им придется заплатить 850 грн.
Статья 130 КоАП в новой редакции
«Статья 130. Управление транспортными средствами или судами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции
Управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лица, управляет транспортным средством, от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения, или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, — влекут за собой наложение штрафа на водителей в размере 17 000 грн с лишением права управления транспортными средствами на срок один год и на других лиц — наложение штрафа в размере 17 000 грн.
Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, — влечет наложение штрафа на водителей в размере 34 000 грн с лишением права управления транспортными средствами на срок 3 года с возмездным изъятием транспортного средства или без такового, или административный арест на срок десять суток с лишением права управления транспортными средствами на срок 3 года с возмездным изъятием транспортного средства или без такового и на других лиц — наложение штрафа в размере 34 000 грн с возмездным изъятием транспортного средства или без такового, или административный арест на срок 10 суток с возмездным изъятием транспортного средства или без такового.
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих его внимание и скорость реакции, за отказ от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения, или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, — влекут наложение штрафа на водителей в размере 51 000 грн с лишением права управления транспортными средствами на срок 10 лет с конфискацией транспортного средства, в частной собственности нарушителя или административный арест на срок 15 суток с лишением права управления транспортными средствами на срок 10 лет с конфискацией транспортного средства, в частной собственности нарушителя и на других лиц — наложение штрафа в размере 51 000 грн с конфискацией транспортного средства, в частной собственности нарушителя или административный арест на срок 15 суток с конфискацией транспортного средства, который является в частной собственности нарушителя.
Употребление лицом, управляющим транспортным средством, после дорожно-транспортного происшествия с его участием алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме входящих в официально утвержденный состав аптечки или назначены медицинским работником), или после того, как транспортное средство было остановлено по требованию полицейского, до проведения уполномоченным лицом медицинского осмотра с целью установления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения, или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих его внимание и скорость реакции, то к принятию решения об освобождении от проведения такого освидетельствования — влечет наложение штрафа на водителей в размере 34 000 грн или административный арест на срок пятнадцать суток, с лишением права управления транспортными средствами на срок три года и на других лиц — наложение штрафа в размере 34 000 грн или административный арест на срок 15 суток.
Управление речными, морскими, малыми, спортивными судами или водными мотоциклами, лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лиц, управляющих речными, морскими, малыми, спортивными судами или водными мотоциклами от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения, или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, — влекут наложение штрафа в размере 17 000 грн или общественные работы на срок от 40 до 60 часов, или административный арест на срок 10 суток с лишением права управления плавучих средств на срок от одного до трех лет.
Действия, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные лицами, не имеющими права управления речными, морскими, малыми, спортивными судами или водными мотоциклами, — влекут наложение штрафа в размере 25500 грн или административный арест на срок от 10 до 15 суток.
Употребление лицом, руководила речным, морским, малым, спортивным судном или водным мотоциклом после аварийного события с ее участием алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки или назначены медицинским работником), или после того, как судно было остановлено по требованию полицейского или другого уполномоченного законом должностного лица к проведению уполномоченным лицом медицинского осмотра с целью установления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения, или относительно употребления лекарственных препаратов , снижающих его внимание и скорость реакции, или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —
влечет наложение штрафа на лиц, имеющих право управления речными, морскими, малыми, спортивными судами или водными мотоциклами в размере 20400 грн с лишением права управления плавучих средств на срок 3 года и на других лиц — наложение штрафа в размере 20400 грн».
Временное изъятие удостоверения водителя
Изменения в статью 265-1 КоАП о временном изъятии водительского удостоверения
Как известно, при наличии оснований полагать, что водителем совершено нарушение, за которое в соответствии с КоАП может быть наложено взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами, полицейский временно изымает удостоверение водителя до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на 3 месяца с момента такого изъятия, и выдает временное разрешение на право управления транспортными средствами.
Напомним, что сейчас (до вступления в силу нового закона) ч. 2 этой статьи 265-1 КоАП устанавливает, что по истечении 3-месячного срока временного изъятия удостоверения водителя, в случаях, если судом принято решение о лишении водителя права управления ТС или если дело об административном правонарушении не рассмотрено в установленный законом срок, лицо имеет право обратиться за получением изъятого документа.
Новый же закон излагает эту часть в другой редакции.
Так, после окончания трехмесячного срока временного изъятия удостоверения водителя, в случаях, если судом принято решение о лишении водителя права управления транспортным средством или если дело об административном правонарушении не рассмотрено в установленный законом срок, лицо имеет право обратиться за получением изъятого документа, а в случае совершения правонарушения, предусмотренного статьей 130 — за продлением срока временного разрешения на право управления транспортными средствами на новый трехмесячный срок. После окончания годичного срока временного изъятия удостоверения водителя, в случаях, если судом принято решение о лишении водителя права управления транспортным средством или если дело об административном правонарушении не рассмотрено в установленный законом срок, лицо имеет право обратиться за получением изъятого документа.
Статья 265-2 КоАП дополняется нормой, согласно которой в случае фиксации обстоятельств временного задержания транспортного средства в режиме фотосъемки (видеозаписи) такое задержание происходит без присутствия понятых.
Напомним, что такое временное задержание возможно, если есть основания полагать, что имеет место нарушение правил остановки, стоянки, которые создают препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения, нарушение правил остановки или стоянки на местах, обозначенных соответствующими дорожными знаками или дорожной разметкой и тому подобное.
Аналогичные изменения вносятся в статью 265-4 КоАП, которая регулирует временное задержание транспортных средств инспекторами по парковке.
То есть, если у инспектора по парковке есть возможность снять задержания на фото или видео, то понятые ему не нужны.
Порядок отстранения лица от управления транспортными средствами
К статье 266 КоАП вносятся изменения, предусматривающие, что обзор водителя (судоводителя) на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения, или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, проводится полицейским с использованием специальных технических средств. Во время осмотра лиц полицейский применяет технические средства видеозаписи, а в случае невозможности применения таких средств осмотр проводится в присутствии двух свидетелей. Материалы видеозаписи обязательно приобщаются к протоколу об административном правонарушении.
Напомним, что сейчас соответствующая ч. 2 ст. 266 КоАП звучит так: «Обзор водителя (судоводителя) на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения, или относительно пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих его внимание и скорость реакции, проводится с использованием специальных технических средств полицейским в присутствии двух свидетелей».
То есть, теперь свидетели будут не нужны, если процесс будет фиксироваться на видео.
Изменения в статью 317 КоАП
Постановление о лишении права управления транспортными средствами выполняется должностными лицами органов Национальной полиции (ранее было уточнение — «указанными в пунктах 2-4 части второй статьи 222 настоящего Кодекса», теперь его нет).
Новая статья 317-1 КоАП
КоАП дополнен статьей 317-1 «Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортным средством».
Итак, в соответствии с ней исполнения постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия водительского удостоверения на срок лишения прав, а управление транспортными средствами и внесения в единой информационной системы МВД сведений о лишении права управления транспортным средством на срок, определенный постановлением, и об изъятии водительского удостоверения.
Лицо считается лишенным права управления ТС после вступления в законную силу решения суда о лишении этого права.
Если удостоверение водителя не было временно изъято в порядке, предусмотренном статьей 265-1 КоАП, лицо, лишенное права управления транспортным средством, обязано немедленно сдать водительское удостоверение в уполномоченные органы Нацполиции.
В случае выявления у лица водительского удостоверения, которое подлежит сдаче, его изъятие осуществляется полицейским.
После окончания срока лишения права управления ТС водительского удостоверения возвращается в порядке, определенном КМУ.
Изменения в УК: водителей в состоянии опьянения приравняли к коррупционерам.
Новый закон также вносит ряд изменений в Уголовный кодекс Украины.
Раскаяние и примирение с потерпевшим — больше не основание для освобождения от ответственности
Итак, по новому закону для тех, кто совершил нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта, если они руководили транспортными средствами в состоянии опьянения или находились под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, отменяются возможности для освобождения от ответственности.
Так, в статье 45 УК, регулирует освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием фактически лица, управляли автомобилем в состоянии опьянения, теперь приравнены к коррупционерам, и по ним отменяется возможность освобождения от ответственности
«Лицо, впервые совершившее уголовный проступок или неосторожное нетяжелый преступление, кроме коррупционных уголовных преступлений, нарушений правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или находились под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения уголовного преступления искренне покаялась, активно способствовала раскрытию уголовного преступления и полностью возместило причиненный ущерб или устранило причиненный вред ».
Аналогичные изменения относительно невозможности для нетрезвых водителей быть освобождены от ответственности вносятся в других статьях УК, в частности в статье 46 (Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением виновного с потерпевшим) статьи 47 (Освобождение от уголовной ответственности в связи с передачей лица на поруки), статьи 48 (Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки).
Также в ч. 1 статьи 55 УК прописывается, что лишение права управлять транспортными средствами в качестве дополнительного наказания назначается на срок до 10 лет.
Не могут быть уволены нетрезвые водители и от наказания.
Соответствующая возможность отменяется для них в ст. 74 УК (Освобождение от наказания и его отбывания), ст. 75 (Освобождение от отбывания наказания с испытанием).
Так, в настоящее время лицо, совершившее уголовный проступок или нетяжелый преступление, кроме коррупционных уголовных преступлений, может быть по приговору суда освобождено от наказания, если будет признано, что с учетом безупречного поведения и добросовестного отношения к труду это лицо на время рассмотрения дела в суде не можно считать общественно опасным.
По новому закону суд не сможет освободить лицо, совершившее нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, если и руководила транспортными средствами в состоянии опьянения или находились под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.
Аналогичные изменения вносятся в ст. 81 (Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания).
Согласно им, «УГО» для водителей возможно лишь при условии отбытия двух третей срока наказания.
БЫЛО
Статья 81. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
К лицам, отбывающим наказание в виде исправительных работ, служебных ограничений для военнослужащих, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Лицо может быть условно-досрочно освобождено полностью или частично и от отбывания дополнительного наказания.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено, если осужденный добросовестным поведением и отношением к труду доказал свое исправление.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено после фактического отбытия осужденным:
1) не менее половины срока наказания, назначенного судом за уголовный проступок или нетяжелый преступление, кроме коррупционных уголовных правонарушений, а также за неосторожное тяжкое преступление;
2) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за коррупционный нетяжелый преступление, нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или находились под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, умышленное тяжкое преступление или неосторожное особо тяжкое преступление, а также в случае, если лицо ранее отбывал наказание в виде лишения свободы за умышленное уголовное преступление и до погашения или снятия судимости вновь совершило умышленное уголовное преступление, за которое оно осуждено к лишению свободы; тому подобное.
СТАЛО
Статья 81. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
1. К лицам, отбывающим наказание в виде исправительных работ, служебных ограничений для военнослужащих, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Лицо может быть условно-досрочно освобождено полностью или частично и от отбывания дополнительного наказания.
2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено, если осужденный добросовестным поведением и отношением к труду доказал свое исправление.
3. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено после фактического отбытия осужденным:
1) не менее половины срока наказания, назначенного судом за уголовный проступок или нетяжелый преступление, кроме коррупционных уголовных правонарушений, нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или находились под влиянием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, а также за неосторожное тяжкое преступление;
2) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за коррупционный нетяжелый преступление, умышленное тяжкое преступление или неосторожное особо тяжкое преступление, а также в случае, если лицо ранее отбывал наказание в виде лишения свободы за умышленное уголовное преступление и до погашения или снятия судимости вновь совершившим умышленное уголовное преступление, за которое оно осуждено к лишению свободы; тому подобное.
Соответствующие изменения вносятся в статью 82 УК (замена неотбытой части наказания более мягким).
А также ч. 4 статьи 86 (Амнистия):
«Лица, признанные виновными в совершении коррупционных уголовных преступлений, нарушении правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или находились под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, не могут быть освобождены от отбывания наказания, а лица, приговоры в отношении которых вступили в законную силу, — не могут быть полностью освобождены законом об амнистии от отбывания наказания. Указанные лица могут быть освобождены от отбывания наказания после фактического отбытия ими сроков, установленных частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса ».
Также аналогичные изменения вносятся в ст. 87 (Помилование):
«Лица, осужденные за совершение коррупционных уголовных правонарушений, нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или находились под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции могут быть освобождены от отбывания наказания в порядке помилования после фактического отбытия ими сроков, установленных частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса ».
Также Уголовный кодекс «дополняется» статьей 286-1 «Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами в состоянии опьянения».
Впрочем, такая статья состоянию на 17.02.2021 года в нем уже есть, поэтому здесь, очевидно, имеет место недостаток законодательной техники.
«1. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, повлекшее средней тяжести телесное повреждение, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок от трех до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, если они причинили потерпевшему тяжкое телесное повреждение, — наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок от пяти до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, если они повлекли смерть потерпевшего, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок от пяти до десяти лет.
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, если они повлекли гибель нескольких лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок от семи до десяти лет ».
Изменения в Закон «О дорожном движении»: новые обязанности для водителей
В статье 16 Закона «О дорожном движении» вносятся следующие изменения.
Сейчас в соответствии с ч. 2 ст. 16 водитель обязан частности иметь при себе и по требованию полицейского, а водители военных транспортных средств — по требованию должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в ВСУ, предъявлять для проверки водительское удостоверение, регистрационный документ на ТС, а в случаях, предусмотренных законодательством, — страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств; выполнять распоряжения полицейского, а водители военных транспортных средств — должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, которые даются в пределах их компетенции, предусмотренной действующим законодательством, ПДД и другими нормативно-правовыми актами;
Согласно изменениям, которые вносятся 2695, эти положения излагаются следующим образом:
Водитель обязан:
иметь при себе водительское удостоверение, регистрационный документ на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством, — полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страховой сертификат «Зеленая карта»), предъявить способом, который дает возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в удостоверении водителя, регистрационных документов на транспортное средство, или предъявить электронное удостоверение водителя и электронное свидетельство о регистрации транспортного средства, действующий внутренний электронный договор данного вида обязательного страхования в визуальной форме страхового полиса (на электронном или бумажном носителе, или отображения информации о его наличии в электронном свидетельстве о регистрации транспортного средства), а также другие документы, предусмотренные законодательством;
выполнять предусмотренные законом требования полицейского, а водители военных транспортных средств — полицейского или должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, которые даются в пределах их компетенции, предусмотренной действующим законодательством, Правилами дорожного движения и другими нормативными актами. В случае представления сигнала об остановке водитель обязан:
а) остановить транспортное средство с соблюдением требований Правил дорожного движения;
б) держать руки в поле зрения полицейского или должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и не выходить из транспортного средства без разрешения;
по требованию полицейского, а водители военных транспортных средств — полицейского или должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины:
а) предъявить способом, который дает возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в удостоверении водителя соответствующей категории, регистрационный документ на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством, — полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страховой сертификат «Зеленая карта») или предъявить электронное удостоверение водителя и электронное свидетельство о регистрации транспортного средства, действующий внутренний электронный договор данного вида обязательного страхования в визуальной форме страхового полиса (на бумажном или электронном носителе, или отображения информации о его наличие в электронном свидетельстве о регистрации транспортного средства), другие документы, определенные законодательством;
Немедленно выйти из авто!
Следует отметить, что ко второму чтению в вышеупомянутой норме также было предусмотрено, что водитель обязан по требованию милиционера выйти из транспортного средства. Однако, хотя такое требование и одобрил Комитет ВР, в последний момент по правкой народного депутата С. Штепы обязанность выйти из машины исключили.
Впрочем, вместе с тем, выйти должен пассажир.
Так, ч. 1 статьи 18 дополняется абзацами следующего содержания:
Пассажир, то есть лицо, которое пользуется транспортным средством, но не причастен к управлению им, обязан:
во время остановки транспортного средства по требованию полицейского находиться на своем месте до соответствующего распоряжения или требования полицейского;
по требованию полицейского выйти из транспортного средства.
Также статья 523 дополнена нормой, что к полномочиям Национальной полиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения относится организация в установленном порядке сопровождения и обеспечения безопасного движения транспортных средств специального и специализированного назначения.
Изменения в Закон «О Национальной полиции»
Начало статьи 32 Закона излагается в следующей редакции:
«Полицейский имеет право требовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и / или документов, подтверждающих соответствующее право лица, способом, который дает возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в документах, в таких случаях».
(Было: «Полицейский имеет право требовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и / или документов, подтверждающих соответствующее право лица, в таких случаях»)
Также предлагалось ч. 1 статьи 35 дополнить пунктом 11, согласно которому полицейский может останавливать транспортные средства во время проведения профилактических мероприятий с целью осмотра водителей.
Впрочем, данная норма была исключена (по предложению депутата С. Штепы).
Также вносятся изменения в статью 40 (Применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи): «Полиция для обеспечения общественной безопасности и порядка может закреплять на форму, в / на служебных транспортных средствах, в том числе без цветографических схем, опознавательных знаков и надписей, монтировать / размещать по внешнему периметру дорог и зданий фото- и видеотехнику, в том числе технику, работает в автоматическом режиме, технические средства по выявлению и / или фиксации правонарушений , радиационных, химических, биологических и ядерных угроз, а также использовать информацию, полученную с фото- и видеотехники, находящегося в чужом владении, с целью: предотвращение правонарушений, выявление или фиксирования правонарушения, охраны и защиты общественной безопасности, личной безопасности лиц и собственности от противоправных посягательств ».
Кроме того, устанавливается, что сроки и порядок хранения материалов фото- и киносъемки, видеозаписи устанавливаются МВД, а информация о смонтированную / размещенную фототехнику и видеотехнику, технические средства по выявлению и / или фиксации правонарушений, радиационных, химических, биологических и ядерных угроз должна быть размещена на видном месте.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.