Сегодня, 16 января, вступила в силу ст. 30 Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», согласно которой все поставщики услуг, независимо от формы собственности, обязаны обслуживать потребителей и предоставлять информацию о товарах и услугах на украинском языке.
Согласно заключительным и переходным положениям к Закону, ст. 30 вступила в силу через восемнадцать месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Каких сфер касается ст. 30 языкового закона?
Языком обслуживания потребителей в Украине является государственный язык.
Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, физические лица – предприниматели, другие субъекты хозяйствования, обслуживающие потребителей (кроме случаев, когда клиент просит осуществить его персональное обслуживание на другом языке, приемлемом для сторон), осуществляют обслуживание и предоставляют информацию о товарах (услугах), в том числе через интернет-магазины и интернет-каталоги, на государственном языке.
“На практике это означает, что украинский потребитель наконец получит право на обслуживание государственным языком по умолчанию – в супермаркете или в интернет-магазине, в кафе или ресторане, в банке или в аптеке, на АЗС или на вокзале, в спортзале или библиотеке и тому подобное. Исключений немного: только по просьбе клиента его персональное обслуживание может осуществляться на другом языке, приемлемом для обеих сторон”, – рассказал Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень.
Тарас Кремень отметил, что такое требование касается не только сферы торговли. Речь идет также об образовательных услугах (в т.ч. кружки и секции), медицинское обслуживание, предоставление социальных услуг и тому подобное.
Кроме того, на украинском языке должна подаваться информация в ценниках, инструкциях, технических характеристиках, маркировке, билетах, меню и т. д.
Однако информация на государственном языке о товарах и услугах может дублироваться и на других языках.
Также определено, что производители (исполнители, продавцы) в Украине всех форм собственности предоставляют потребителям информацию об изделиях (товарах), работы или услуги на государственном языке. Такая информация также может дублироваться на других языках.
В информации об изделиях (товарах), работах или услугах, предоставленной государственным языком, допускается использование слов, сокращений, аббревиатур и обозначений на английском языке и / или с использованием букв латинского и / или греческого алфавитов.
В случае если кроме государственной информация о товарах и услугах предоставляется также на других языках, объем информации о товарах и услугах на государственном языке не может быть меньше обязательного объема информации в соответствии с требованиями, установленными Законом “О защите прав потребителей”.
Подробнее о карантине 2020:ограничения, льготы и ответственности за нарушение карантина вы можете ознакомиться в модуле “Ситуации для юриста” в ИПС ЛІГА:ЗАКОН. В модуле предоставляются основные и специальные нормативные акты, разъяснения, консультации, судебная практика, а также статьи издания “Юрист&Закон” на соответствующую тему. Попробуйте тестовый доступ к системам ЛІГА:ЗАКОН по ссылке, объективно оценивайте любую ситуацию и принимайте твердые и взвешенные решения уже сегодня.
Какая ответственность за нарушение установленных требований?
За повторное в течение года нарушение требований, установленных статьей 30 настоящего Закона, Уполномоченный накладывает на субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Украины, штраф в размере от трехсот до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5100 до 6800 грн).
«Секретариат Уполномоченного может осуществлять внеплановые меры контроля относительно нарушений языкового закона. Если такие нарушения в течение года будут повторяться и иметь системный характер, мы имеем право налагать штраф. Казалось бы, кому-то эта сумма небольшая (от 5100 до 6800 грн), но она будет бить не столько по карманам бизнеса, сколько – по репутации. А это как раз то, что нарабатывается годами», – отметил Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень.
Следить за актуальными размерами прожиточного минимума и НМДГ удобно в модуле “Справочники” ИПС ЛІГА:ЗАКОН. Заказать тестовый доступ можно здесь.
Каков порядок наложения таких штрафе на субъектов хозяйствования?
В случае нарушения субъектом хозяйствования, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Украины, требований, установленных статьей 30 настоящего Закона, Уполномоченный, его представитель составляет акт о результатах осуществления контроля за применением государственного языка, объявляет такому субъекту предупреждение и требование устранить нарушение в течение 30 дней от даты составления акта, о чем отмечается в акте. Копия акта предоставляется соответствующему субъекту хозяйствования.
В случае повторного в течение года нарушения таких требований Уполномоченный, его представитель составляет протокол. Протокол составляется в двух экземплярах. Один экземпляр протокола вручается субъекту хозяйствования или его представителю, второй хранится у Уполномоченного. Форма протокола утверждается Уполномоченным.
В протоколе указываются:
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
3) сведения о субъекте хозяйствования;
4) дата, место и суть правонарушения;
5) иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол о правонарушении подписывается лицом, его составившим, и субъектом хозяйствования, который привлекается к ответственности за нарушения, или его представителем. В случае отказа от подписания протокола субъектом хозяйствования, привлекаемым к ответственности за нарушения, или его представителем в протоколе делается соответствующая запись. Указанные лица имеют право предоставить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему, а также указать мотивы своего отказа от подписания протокола.
Дела о нарушении субъектом хозяйствования, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Украины, требований этого Закона рассматривает Уполномоченный на основании соответствующих актов о результатах осуществления контроля за применением государственного языка, других материалов, собранных Уполномоченным или его представителем при осуществлении контроля или при рассмотрении вопроса, объяснений предприятия и приложенных им документов.
Постановление о наложении штрафов выносится Уполномоченным, если по результатам рассмотрения дела установлены нарушения норм этого Закона. Форма постановления о наложении штрафов утверждается Уполномоченным. Дело о наложении штрафа рассматривается с участием представителя предприятия. В случае его отсутствия дело может быть рассмотрено лишь в случае, если, несмотря на своевременное уведомление субъекта хозяйствования о месте и времени рассмотрения дела, но не позднее чем за три дня до начала рассмотрения дела, от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела .
Постановление о наложении штрафа составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у Уполномоченного, второй экземпляр в трехдневный срок после его принятия направляется субъекту хозяйствования или выдается его представителю под расписку.
Предприятие перечисляет сумму штрафа в государственный бюджет в пятнадцатидневный срок после получения постановления, о чем в течение трех дней письменно сообщает Уполномоченного с указанием номера и даты платежного поручения. В случае обжалования постановления штраф должен быть уплачен не позднее чем через 15 дней после уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.
Постановление о наложении штрафа обязательно для выполнения субъектом хозяйствования. В случае невыполнения указанного постановления сумма штрафа взимается в установленном законом порядке.
Постановление о наложении штрафа за нарушение закона в сфере применения государственного языка может быть обжаловано в суд.
Попробуйте также Verdictum PRO, с помощью которого на основании загруженного искового заявления вы сможете получить информацию о вероятности победы в суде во всех трех инстанциях с помощью искусственного интеллекта.
Что делать, если нарушено право на получение информации или услуг государственным языком?
Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень рассказал, как действовать, если нарушено право на получение информации или услуг государственным языком.
-
В случае отказа работника, обратиться к руководству учреждения или на “горячую линию” учреждения: торговой сети АЗС, аптеки и др.
-
В случае отказа или не обеспечения предоставления информации (услуг) на государственном языке необходимо зафиксировать факт отказа (с помощью аудио-, видео-, письменного подтверждения очевидцев и т.д.) и данные предприятия (название, местонахождение, контакты субъекта).
-
Пожаловаться к Уполномоченному по почтовому адресу 01001, г. Киев, переулок Музейный, 12, электронный адрес skarha@mova-ombudsman.gov.ua или заполнить форму на сайте Уполномоченного https://mova-ombudsman.gov.ua/
В жалобе обязательно должны быть указаны:
– фамилия, имя, отчество, место жительства,
– суть жалобы, какой именно субъект / работник субъекта, когда, по какому адресу, каким образом нарушил право истца.
Уполномоченный рекомендует также приложить доказательства в подтверждение.
Письменная жалоба должна быть подписана заявителем с указанием даты. В электронной жалобе также необходимо указать электронный почтовый адрес, на который заявителю может быть направлено ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Применение подписи при отправке электронного обращения не требуется.
Жалобы подаются Уполномоченному в течение шести месяцев со дня обнаружения заявителем нарушения.
Читайте также:
Каких сфер касается переход на украинский язык с 16 января 2021: разъяснение языкового омбудсмена
С 16 января сфера обслуживания должна перейти на украинский язык
Работа с нормативно-правовыми актами требует глубинного анализа, однако при кризисных условиях в стране важно формировать быструю стратегию реагирования для сохранения бизнеса. Для того, чтобы контролировать все изменения и оперативно формировать план действий, важно пользоваться современными инструментами для оптимизации работы юриста. Онлайн-система ИПС ЛІГА:ЗАКОН предлагает не только актуальную базу законодательства, но и огромное количество дополнительных функций: мониторинг правовой картины дня, быстрый поиск документов с обратными ссылками, автоматические извещения обо всех важных изменениях в выбранном документе. Начните пользование уже сейчас для максимальной эффективности в режиме карантина.