Фракция «Слуга народа» внесла законопроект о том, как назначать и увольнять директоров НАБУ и Государственного бюро расследований.
22 февраля в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5133 «О внесении изменений в статьи 85 и 106 Конституции Украины (относительно порядка назначения на должности и увольнения с должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро расследований).
Согласно с ним Президент Владимир Зеленский в порядке, который определят в законах, будет увольнять и назначать по согласованию с Верховной Радой директора НАБУ, а также директора ГБР.
Отбор кандидатов на директоров будет осуществляться в порядке конкурса.
Как отмечает представительница парламента в КСУ и соавтор законопроекта Ольга Совгиря, проектом предусматривается:
- дополнить ч. 1 статьи 85 Конституции пунктами нового содержания относительно полномочий Верховной Рады Украины предоставлять согласие на назначение на должность по результатам конкурсного отбора и увольнения с должности Президентом директоров НАБУ и ГБР;
- дополнить ч. 1 статьи 106 Конституции Украины пунктами нового содержания в части полномочий Президента Украины в порядке, определенном законом, назначать на должность и увольнять с согласия Верховной Рады Украины директоров НАБУ и ГБР, с отбором кандидатур на должность на конкурсной основе.
«Согласно части 9 статьи 143 Регламента Верховной Рады альтернативные законопроекты о внесении изменений в Конституцию Украины подаются в Верховную Раду в течение 14 дней после предоставления народным депутатам законопроекта о внесении изменений в Конституцию. По истечении установленного срока, Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики рассмотрит вопрос о рекомендации парламента о включении этого законопроекта в повестку дня сессии Верховной Рады и направления в Конституционный Суд для получения заключения», – подчеркнула она.
Напомним, что 17 февраля появился текст законопроекта Кабмина 5070, который уже успели окрестить как «об увольнении директора Национального антикоррупционного бюро Украины Артема Сытника».
В нем прописано, что лицо, которое по состоянию на день вступления в силу нового Закона занимает должность первого замдиректора НАБУ, осуществляет все полномочия директора НАБУ, до момента назначения Директора НАБУ в порядке, определенном новым Законом (т. е., в порядке конкурса).
Таким образом, согласно с данной нормой первый зам Сытника Гизо Углава будет осуществлять полномочия директора НАБУ.
Впрочем, порядок смещения с должности самого Артема Сытника не прописан.
Что касается нового конкурса, то согласно законопроекту большинство в конкурсной комиссии по отбору нового директора НАБУ будут составлять представители СНБО и Кабмина (6 из 9).
При этом отобранные конкурсной комиссией два или три кандидата представляются на рассмотрение Кабинета Министров Украины. Кабинет Министров Украины назначает на должность Директора Национального бюро одного из отобранных конкурсной комиссией кандидатов в течение десяти дней со дня внесения Конкурсной комиссией соответствующего представления.
Пояснительная записка и сравнительная таблица подписаны министром юстиции Денисом Малюськой.
Как отмечает Денис Малюська, сейчас согласно с законом, НАБУ является государственным правоохранительным органом, у Президента есть полномочия увольнять и назначать директора НАБУ и тому подобное. В то же время, Конституционный Суд решением от 28 августа 2020 №9-р признал неконституционным Указ Президента «О назначении А. Сытника Директором Национального антикоррупционного бюро Украины», а также Решением от 16 сентября 2020 №11-р / 2020 признал отдельные положения Закона о НАБУ несоответствующими Конституции, и обязал Верховную Раду безотлагательно привести положения законодательства в соответствие со своим решением.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.