Что Владимир Зеленский предлагает поменять в Кодексе административного судопроизводства и какие категории дел передадут из ОАСК в Верховный Суд.
17 февраля появился текст законопроекта Владимира Зеленского 5067 о перераспределении подсудности категорий дел, которые рассматривает Окружной административный суд Киева, на Кассационный административный суд Верховного Суда.
Текст законопроекта, пояснительная записка и сравнительная таблица подписаны заместителем руководителя Офиса Президента Андреем Смирновым.
В Переходных положениях установлено, что новый закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, а изменения вводятся в действие с учетом следующих особенностей:
1. Исковые заявления по обжалованию нормативно-правовых актов Кабмина, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, поданные в Окружной административный суд Киева, и производство по которым не открыто на момент вступления в силу нового закона, передаются в Верховный Суд и рассматриваются по правилам, действующим после вступления в силу нового закона;
Эти исковые заявления передаются в Верховный Суд по распоряжению руководителя аппарата Окружного административного суда Киева в течение 30 дней со дня вступления в силу нового Закона;
2. Дела, производство по которым открыто до вступления в силу настоящего Закона, рассматриваются Окружным административным судом Киева по правилам, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона;
3. Судебные решения, принятые ОАСК до вступления в силу нового Закона, вступают в законную силу и могут быть обжалованы в порядке, действовавшем до вступления в силу нового Закона.
Что меняется
Законопроект Зеленского дает новое уточненное определение нормативно-правовому акту в понимании Кодекса административного судопроизводства (КАСУ), что непосредственно связано с другими нормами законопроекта о подсудности.
А именно, сказано, что н/п акт – это еще и регуляторный акт, и решение по вопросам установления тарифов.
Так, в ст. 4 КАСУ прописывается, что нормативно-правовой акт – акт управления (решение) субъекта властных полномочий, который устанавливает, изменяет, прекращает (отменяет) общие правила регулирования однотипных отношений, и который рассчитан на долгосрочное и неоднократное применение, в том числе акт, который в соответствии с законом является регуляторным актом, и решение по вопросам установления тарифов на товары (услуги) субъектов природных монополий, цен (тарифов) для населения (если соответствующие полномочия по установлению цен (тарифов) предоставлены специальными законами).
В ст. 22 добавляется положение, что Верховному Суду как суду первой инстанции подсудны дела по обжалованию нормативно-правовых актов Кабинета Министров, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины.
Соответствующие положения о подсудности таких дел Окружному административному суду Киева изымаются из ст. 27 КАСУ.
При этом у ОАСК остается исключительная подсудность по административным делам по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок и решений в сфере госпомощи субъектам хозяйствования, административные дела по иску АМКУ в сфере государственной помощи субъектам хозяйствования, административные дела, ответчиком в которых является дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины, их должностное или служебное лицо, а также административные дела об обжаловании актов, действий или бездеятельности органа, осуществляющего дисциплинарное производство в отношении прокуроров, и об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии.
Примечательно, что в ст. 33 КАСУ разграничиваются предметы обжалования «решения» КМУ и НБУ и «действия или бездеятельность» КМУ, НБУ.
Так, уточняется, что административные дела, предметом обжалования в которых являются действия или бездействие КМУ, Национального банка Украины, решения, действия или бездействие окружной избирательной комиссии (окружной комиссии по референдуму), рассматриваются и решаются в административном суде первой инстанции коллегией в составе трех судей.
При этом из статьи 33 убирают норму о том, что решения Кабинета Министров и Национального банка Украины решаются в административном суде первой инстанции коллегией в составе трех судей.
Меняется статья 264 «Особенности производства по делам относительно обжалования нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, Верховной Рады АРК, органов местного самоуправления и других субъектов властных полномочий».
Законопроект предлагает, чтобы рассмотрение административных дел в отношении законности (кроме конституционности) постановлений и распоряжений Кабинета Министров осуществлялось Верховным Судом в составе коллегии Кассационного административного суда не менее чем из 5 судей.
Административные дела относительно законности и соответствия правовым актам высшей юридической силы нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, Национального банка, других субъектов властных полномочий, полномочия которых распространяются на всю территорию Украины, рассматриваются Верховным Судом в составе коллегии КАС ВС не менее чем из трех судей.
Судом апелляционной инстанции в указанных выше делах есть Большая Палата Верховного Суда. Судебное решение Верховного Суда по таким делам вступает в законную силу по истечении срока подачи апелляционной жалобы,если такую жалобу не было подано. В случае подачи апелляционной жалобы судебное решение ВС,если оно не отменено, вступает в законную силу после вступления в законную силу решения Большой Палаты ВС по результатам апелляционного пересмотра.
При этом отдельно выделяются категории дел о законности (кроме конституционности) постановлений Верховной Рады АР Крым; законностии соответствия правовым актам высшей юридической силы нормативно-правовых актов Совета министров АР Крым, местных государственных администраций,органов местного самоуправления, других субъектов властных полномочий (кроме субъектов властных полномочий, полномочия которых распространяются на всю территорию Украины). Решения судов по делам об обжаловании нормативно-правовых актов, указанных выше, обжалуются в общем порядке.
Ниже приводим сравнительную таблицу.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.