Как проходит финальный этап аттестации прокуроров.
Собеседования с прокурорами местных прокуратур и военных прокуратур гарнизонов длятся уже больше недели. С 3 по 11 декабря 2020 года финальный этап аттестации в виде выполнения практического задания и собеседования с членами кадровых комиссий, с разной степенью успеха преодолели более 1 тыс. прокуроров.
Традиционно, «Судебно-юридическая газета» проанализировала первые результаты собеседований и сделала первые выводы о работе кадровых комиссий.
Как проходят собеседования
Как было заметно во время собеседований с прокурорами Генеральной прокуратуры в 2019 году и прокурорами региональных прокуратур в 2020 году, кадровые комиссии, судя по всему, по-прежнему по-разному подходят к практике собеседований с прокурорами.
Например, с 3 по 11 декабря по итогам собеседований кадровые комиссии признали несоответствующими занимаемым должностям следующее количество прокуроров:
1-я к/к |
2-я к/к |
3-я к/к |
4-я к/к |
5-я к/к |
6-я к/к |
7-я к/к |
8-я к/к |
9-я к/к |
10-я к/к |
11-я к/к |
12-я к/к |
Всего |
0 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
16 |
То есть, уже традиционно заметно, что в одних кадровых комиссиях успешно проходят собеседования все или почти все прокуроры, в других – «есть нюансы».
Отметим, что по итогам первой недели собеседований кадровых комиссий с прокурорами региональных прокуратур (1-3 июля 2020 года), были признаны несоответствующими занимаемой должности 26 прокуроров.
А за первую неделю собеседований с кадровыми комиссиями Генеральной прокуратуры в декабре 2019 года не соответствующими занимаемым должностям были признаны сразу 60 прокуроров ГПУ.
Особенности собеседований с прокурорами
Отметим, что одной из особенностей аттестации прокуроров местных прокуратур является то, что для достаточно большого количества прокуроров данная аттестация является уже второй. Первую аттестацию они проходили еще в 2015 году. Кроме того, некоторые прокуроры ранее участвовали в разных конкурсных процедурах, а еще часть была участниками отборов на должности прокуроров.
То есть, для многих прокуроров процедура аттестация достаточно знакома и не стала своеобразным шоком, как это произошло, например, с прокурорами Генеральной прокуратуры в 2019 году. К тому же, похоже, что в данном случае время сыграло в пользу прокуроров, поскольку с момента аттестации тех же прокуроров ГПУ прошел уже ровно год. Следовательно, у прокуроров местных прокуратур было время лучше подготовиться к аттестации, чем это удалось их «старшим» коллегам.
По первоначальным планам Офиса Генпрокурора, напомним, аттестация местных прокуратур должна была пройти относительно быстро и завершиться к осени 2020 года.
Если посмотреть на практику проведения самих собеседований, то, по словам членов кадровых комиссий, на ситуацию достаточно сильно влияет то, что состав этих комиссий был сформирован только в середине или даже в конце ноября, что отрицательно сказалось на подготовке многих членов кадровых комиссий к собеседованиям.
Кроме того, хотя практика замены состава кадровых комиссий при аттестации прокуроров следующего уровня (от ГПУ до местных), заслуживает внимания, поскольку расширяет круг вовлеченных в нее лиц (прежде всего, по квоте общественности), но фактически имеет проблему – неготовность части членов комиссии к непрерывной напряженной работе. В силу того, что многие из них никогда в жизни ранее ничем подобным не занимались, сосредоточиться на подготовке к собеседованиям и самим собеседованиям, им непросто. Фактически, многим членам комиссий уже в процессе финального этапа аттестации приходится вникать в суть предстоящей работы, что, по всей видимости, сказывается на качестве проведения собеседований.
Все это накладывается на отсутствие каких-либо полноценных прокурорских досье. Более-менее подготовлены материалы только в отношении прокуроров, занимающих руководящие должности.
Поэтому нередко все зависит от личного желания конкретного члена комиссии разбираться в нюансах карьеры того или иного прокурора. С учетом того, что собеседования идут каждый день, эффективно работать, вероятно, получается далеко не у всех членов комиссий.
Также, по данным «Судебно-юридической газеты», внутри кадровых комиссий, продолжается, хотя и в менее острой форме, чем во время собеседований с прокурорами региональных прокуратур, противостояние между кадровыми прокурорами и представителями общественности. Напомним, что каждая кадровая комиссия состоит из трех представителей прокуратуры и трех представителей общественности. Для того чтобы прокурор успешно прошел финальный этап аттестации, соответствующее решение должны поддержать минимум четыре члена кадровой комиссии. Нередко представители прокуратуры склонны признавать прокуроров такими, что соответствуют занимаемым должностям, даже если есть возражения со стороны части представителей общественности. Впрочем, и сами представители общественности нередко колеблются и часто поддерживают членов комиссии – прокуроров.
Если же говорить о причинах, по которым кадровые комиссии все-таки признают прокуроров несоответствующими занимаемым должностям, то руководитель Департамента уголовно-правовой политики и защиты инвестиций Офиса Генпрокурора Алексей Бонюк сообщил в Facebook о некоторых из них. Это нарушение прокурорами этических стандартов (например, подозрение на управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения), путаница в декларациях и проблема с подтверждением доходов для приобретения имущества, серьезные ошибки при решении практического задания перед собеседованием, наличие дисциплинарных взысканий.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.