23

 

Нынешние тарифы электроэнергии для населения обеспечены дешевым ресурсом атомных и гидроэлектростанций, которые в новом году могут начать продавать его по цене рынка. Тариф на электричество – 250 грн за 100 кВт уже с 2021 года: как это отразится на платежках?

Об этом пишет Аdvice со ссылкой на UBR.

 

С начала 2021 года население Украины начнет платить за электричество больше.

Сегодняшние льготные тарифы, установленные с 2017 года, обеспечены благодаря крупнейшим государственным производителям ресурса, которые отдают его на нужды бытовых потребителей почти задаром в рамках выполнения возложенных на них спецобязательств (ПСО).

 

Механизм ПСО

Продление механизма ПСО пока не было утверждено Кабмином – соответственно, в новом году предполагается возможность продажи всей электроэнергии, производимой госпредприятиями, в опте по рыночным ценам. Без дешевого тарифа на электричество властям либо придется отменять льготные тарифы, либо дотировать домохозяйства из бюджета.

Последнее, рассматривает в качестве возможного варианта крупнейший производитель электроэнергии в Украине – национальная атомная энергогенерирующая компания “Энергоатом”. Именно ей тяжелее всего дается нынешний режим ПСО, так как даже оплату по минимальной ставке государство не выплачивает компании полностью.

Эксперты соглашаются, что в случае сохранения нынешней модели ПСО это приведет только к росту и так значительных убытков госэнергопредприятий, а впоследствии для Энергоатома – к вынужденной остановке энергоблоков. Однако они скептически относятся к тому, что бюджет способен потянуть дотации населению из-за грядущего локдауна.

Повышение тарифов, между тем, может серьезно ударить по потребителям и привести к волне неплатежей, считают эксперты. Конкретного решения проблемы власти пока не выдвинули.  

 

Какой тариф на электричество в Украине сейчас?

С 2021 года в Украине должны перестать действовать спецобязательства по продаже электроэнергии для населения (ПСО), в 2019 году возложенные на крупнейших отечественных производителей ресурса: государственные компании Укргидроэнерго и Энергоатом. Какой тариф на электричество в Украине сейчас?

На сегодня около 30% всей генерации Укргидорэнерго и 50% Энергоатома предприятия отдают государству по 1 копейке за 1 киловатт-час. Себестоимость производства электроэнергии значительно выше, и на атомных станциях составляет 52 копейки/кВт-ч.

Решение ввести ПСО, принятое правительством как временное, давало средства сдерживать тарифы на электричество для бытовых потребителей в размере 90 копеек за первые 100 кВт-ч и в 1,6 грн за каждые следующие.

В эту цену заложена компенсация трат операторов систем передачи (Укрэнерго) и распределения (региональная компания), а также за сервис поставщиков универсальных услуг (ПУП – от укр. постачальники універсальних послуг), непосредственно отправляющих электроэнергию в домохозяйства.

 

Модель ПСО убыточна для госпредприятий

Как объяснил экс-министр энергетики и защиты окружающей среды, а ныне член правления офиса эффективного регулирования BRDO Алексей Оржель, без сохранения ПСО продавать электроэнергию для населения по нынешним ценам не будет возможности.

“У поставщиков универсальной услуги, которые реализуют электроэнергию по ПСО, просто не будет ресурса отдавать электроэнергию по сниженным ценам. Они смогут купить электроэнергию на рынке по рыночным ценам и, если будут поставлять по нынешним тарифам, будут в убытках. Никто этого делать не будет”

говорит Оржель.

В то же время сохранение нынешней модели ПСО приведет лишь к дальнейшему росту долгов на рынке и ухудшению финансового состояния Укргидроэнерго и Энергоатома.

Перед компанией, генерирующей атомную энергию, государство уже накопило около 24 млрд грн задолженности. Половина из этой суммы сформировалась еще до запуска энергорынка, вторая – после, в результате пересечения механизмов компенсации тарифов населению и поддержки “зеленой” энергетики.

Финансовые потоки в обоих случаях замыкаются на госпредприятии “Гарантированный покупатель”. Таким образом, считают в Энергоатоме, средства, предназначенные для выплат компании частично идут на погашение “зеленого” тарифа.

Согласно информации источников, в госкомпании разрабатывают альтернативную модель функционирования рынка, которая, с одной стороны, обеспечит ей прибыльность, а с другой – позволит сдерживать рост цен для бытовых потребителей при отмене ПСО.

Это произойдет в случае, если компания сможет продавать 100% своего ресурса на свободном рынке по рыночным ценам, и, получая прибыль, отчислять больше налогов и дивидендов в госбюджет.

Так, при продаже электричества на рынке по цене в 1,15 грн, Энергоатом рассчитывает получить 80,411 млрд грн за 2021 год. С учетом капитальных и других трат, у компании будет прибыль в 171 млн грн, из которых 35,2 млн грн пойдут в бюджет в качестве налогов и дивидендов. Эти средства можно направить на субсидирование населения.

 

Как повлияет на рынок “интервенция” госкомпаний

Эксперты высказали сомнения в том, что состояние госбюджета будет позволять дотировать бытовых потребителей в 2021 году без ПСО.

“С учетом текущего бюджетного кризиса, понимая, что январь-февраль будут очень сложные с точки зрения наполнения бюджета (локдаун, снижение экономической активности, начало года, возможные значительные траты при ухудшении ситуации с пандемией), компенсация из бюджета – это 100% риск”

считает Алексей Оржель.

Помимо этих факторов, как отметил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, сам рынок электроэнергии характеризуется большой изменчивостью, что делает невозможным получение бюджетом “компенсационных” средств в постоянном объеме.

“Если мы говорим о рынке на сутки вперед, то цена будет в любом случае определяться биржей. Там есть баланс спроса и предложения, и невозможно, чтобы там была устойчивая цена в 1,15 грн. На бирже большая волатильность: были периоды, когда цена падала до 70 копеек. В то же время биржевые цены так или иначе влияют на рынок двухсторонних договоров”

прокомментировал модель Марунич.

Также вывод 100% ресурса госкомпаний на рынок может существенно изменить ситуацию на нем.

“Энергоатом ведь огромный производитель, и возникает вопрос, не будет ли тут попыток монополизма. Тут компетенция НКРЭКУ, чтобы они обеспечивали наличие конкуренции”

заметил Марунич.

Со своей стороны, Алексей Оржель отметил, что продажа электроэнергии госпредприятий на открытом рынке, хоть и увеличит объем предложения и, соответственно, конкуренцию, но данный сценарий имеет ряд нюансов: Энергоатом имеет значительную рыночную власть в базовом сегменте, а Укргидроэнерго предоставляет предложение балансирующей энергии.

“Во многом рынок с предложением Энергоатома и Укргидроэнерго будет зависим от потребления (локдауны, температуры зимой), поведения рыночных игроков (будет ли злоупотребление рыночной властью), а также от эффективности госрегулирования”

считает Оржель.

По его мнению, при поставках электроэнергии госпредприятий в открытые сегменты рынка, властям будет необходимо изменить правила аукционов по прямым договорам и обеспечить уменьшение объема лотов.

“Таким образом большее количество участников сможет купить электроэнергию на этих аукционах, а не только крупные потребители”

предложил Оржель.

 

Тариф на электричество вырастет, вопрос – на сколько?

В правительстве уже анонсировали повышение тариф на электричество в 2021 году, о чем в конце ноября заявлял и.о. министра энергетики Юрий Бойко. Однако на какой уровень – пока неизвестно.

Если брать в расчет оптовую цену ресурса Энергоатома в 1,15 грн, то конечная платежка, с учетом наценки компаний-посредников, может вырасти до 2-2,5 грн за 1 кВт-ч.

В то же время среднее домохозяйство, не имеющее электроотопления, ежемесячно потребляет чуть мене 200 кВт-ч.: так, клиенты компании Yasno в 2019 году тратили 183 кВт-ч в месяц, а в 2018 – 194 кВт-ч. Таким образом, при полностью рыночных ценах платежка по тарифу за электричество может вырасти до 450 грн в месяц по сравнению с нынешними льготными 250 грн.

Как считает экс-министр Алексей Оржель, нельзя придумать худшего момента для поднятия тарифа.

“Люди из-за пандемии и локдауна теряют доходы и работу. Поднимать необходимо было с 01.04.2020, когда снижается потребление и потребитель выходит из отопительного сезона. Момент потерян. Сейчас же любой рост тарифов также является риском увеличения неплатежей”

считает Оржель.

При этом власти вряд ли полностью откажутся от субсидирования бытовых потребителей, полагает Дмитрий Марунич.

Однако с учетом ненадежности “бюджетного” варианта компенсации и проблем, которые могут проявиться в случае продления механизма ПСО на будущий год (так, Энергоатом при недофинансировании может оказаться перед риском остановки энергоблоков), вариантов обеспечения льготного тариф на электричество у властей остается не так много.

Алексей Оржель полагает, что государству сейчас необходимо искать ресурсы для перенаправления на рынок и вытягивания ситуации с долгами извне – за счет эмиссии либо выпуска ОВГЗ.

“Это со временем вылезет девальвацией и инфляцией. Но то, что в момент локдауна и падения экономики вводятся RAB-тарифы, оставляет впечатление, что власть сознательно идет на самый плохой сценарий”

заключил глава правления BRDO Алексей Оржель.