9

11 февраля в Брюсселе на Совете ассоциации Украина-ЕС подведут итоги реализации Соглашения об ассоциации, решения Саммита Украина-ЕС и примут совместное заявление.

11 февраля в Брюсселе состоится заседание Совета ассоциации Украина – Европейский Союз (ЕС). Украинскую делегацию будет возглавлять премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, сторону Европейского Союза – Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Европейской комиссии Жозеп Боррель.

В рамках заседания стороны обсудят прогресс в имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, реализацию широкой повестки дня реформ в Украине и определят совместные шаги, направленные на дальнейшее развитие политической ассоциации и экономической интеграции Украины с ЕС. По результатам заседания будет принято совместное заявление.

В заседании также примет участие Комиссар ЕС по вопросам европейской политики соседства и переговоров по расширению Оливер Вархели. Заседание Совета ассоциации будет происходить в развитие договоренностей, достигнутых во время 22-го Саммита Украина – ЕС, который состоялся 6 октября 2020 года.

«Судебно-юридическая газета» решили вспомнить хронологию событий после этого Саммита.

Итак, по итогам Саммита 6 октября Европейский Союз призвал Украину ускорить усилия по проведению судебной реформы и борьбе с коррупцией. Об этом шла речь в заявлении по итогам саммита Украина-ЕС, текст которого опубликован на сайте Офиса Президента.

Так, было сказано о реформировании Высшего совета правосудия и независимом отборе добропорядочных судей.

«Мы договорились о важности ускорения и усиления усилий по реформам, в частности судебной власти (включая реформирование Высшего совета правосудия и независимого отбора добросовестных судей) и борьбы с коррупцией, обеспечивая сильные и независимые антикоррупционные институты. 

Мы поприветствовали возобновление обязательств Украины бороться с влиянием частных интересов («деолигархизация»). В связи с этим мы подчеркнули необходимость дальнейшего усиления плюрализма СМИ в Украине», – говорится в тексте совместного заявления Президента Владимира Зеленского и Вице-президента Европейской комиссии Жозепа Борреля.

Также в ходе пресс-конференции по итогам Саммита Владимир Зеленский тогда заявил, что «был написан законопроект, который является одним из первых в рамках целостной большой судебной реформы». 

Затем, в преддверии неформальной встречи членов Совета ассоциации Украина-ЕС, Европейский Союз 1 декабря 2020 года обнародовал свой годовой отчет о реализации Соглашения об ассоциации с Украиной. Его текст публиковала «Судебно-юридическая газета»

В Отчете описывается реализация Украиной реформ в соответствии с Соглашением об ассоциации Украина-ЕС за последний год.

«Крайне важно, чтобы политические лидеры Украины продолжили усилия и сделали реформы необратимыми, особенно в том, что касается верховенства права», – сказал Высокий представитель/вице-президент Еврокомиссии Жозеп Боррель, комментируя документ.

В Отчете подчеркивается быстрая законодательная деятельность, которая характеризовала первые месяцы работы нового парламента и правительства Украины, что, по мнению европейцев, «отражает ожидания граждан Украины».

Вместе с тем, в нем отмечаются недостатки законопроекта № 3711 о судебной реформе авторства Владимира Зеленского.

«Срок полномочий членов ВККС истек, а создание нового ВККС было заблокировано, что затруднило процессы отбора судей и оценку квалификации. Провести конкурсы по набору новых судей не удалось, и пока имеется около 2 000 судейских вакансий.

В феврале 2020 года КСУ вынес решение по судебной реформе 2016 года. Хотя КСУ установил, что создание нового Верховного Суда (ВС) соответствовало Конституции Украины, КСУ признал ликвидацию (предыдущего) Верховного Суда Украины неконституционной и пришел к выводу, что его судьи должны продолжать осуществлять свои полномочия в качестве судей нового ВС.

Законопроект № 3711, направленный на решение вышеупомянутых вопросов, был зарегистрирован в парламенте в июне 2020 года. Он предусматривает ослабление роли международных экспертов в процессе отбора, дает больше полномочий нереформированному Высшему совету правосудия и не предоставляет адекватных механизмов для обеспечения подотчетности и честности его членов», – подчеркивается в Отчете ЕС. («Draft Law No. 3711 aimed at addressing the above-mentioned issues was registered in Parliament in June 2020. It foresees a weakened role of international experts in the selection process, gives more powers to the unreformed HCJ and it does not provide adequate mechanisms for ensuring the accountability and integrity of its members»).

«Заключение Венецианской комиссии по законопроекту было опубликовано в октябре. 5 ноября проект закона (3711) был возвращен пленарным залом в Комитет по правовой политике, чтобы включить рекомендации Венецианской комиссии перед повторным первым чтением.

Параллельно украинские власти работают над отдельным законопроектом, касающимся реформы и проверки членов Высшего совета правосудия, как того требует новая программа МВФ и макрофинансовая помощь ЕС», – сказано в Отчете.

Далее, 8 декабря 2020 года должна была состояться неформальная встреча членов Совета ассоциации Украина-ЕС. Это мероприятие, где на высшем политическом уровне проводится оценка выполнения Соглашения об ассоциации, и определяются будущие планы.

Однако в итоге ее перенесли.

Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина пояснила перенесение встречи «жестким локдауном в Брюсселе».

Впрочем, судя по Твиттеру Комиссара ЕС Оливера Вархели, 3 декабря у него состоялся разговор с Ольгой Стефанишиной, посвященный судебной реформе. 

В итоге, вместо встречи 8 декабря состоялся телефонный разговор, по итогам которого сайт Еврокомиссии сообщил, что «решительная судебная реформа остается жизненно важной частью усилий» Украины. 

9 декабря Президент Владимир Зеленский и премьер-министр Украины Денис Шмыгаль выразили глубокую признательность Еврокомиссии за выделение первого транша в рамках макрофинансовой помощи от ЕС.

Так, Украина получила 600 млн евро, то есть половину. Однако второй транш в этой же сумме наша страна получит только после принятия законов, предусмотренных Меморандумом о макрофинансовой помощи.

Отметим, что Зеленский подписал соответствующий закон 14 сентября 2020 года (Закон № 825-IX о ратификации Меморандума и Кредитного соглашения между Украиной и Европейским Союзом о получении макрофинансовой помощи ЕС на сумму до 1,2 млрд евро). С текстом Меморандума можно ознакомиться по ссылке.

Аналогичная зависимость предусмотрена и для получения транша от МВФ.

В середине декабря 2020 года Посол, Глава Представительства ЕС в Украине Матти Маасикас в эксклюзивном интервью для «Судебно-юридической газеты» рассказал об ожиданиях европейского сообщества от дальнейшей реформы судебной и правовой системы Украины. 

Матти Маасикас пояснил, о каких законах идет речь.

«Если говорить в общих чертах, то в последние месяцы Украину постигли неудачи в области борьбы с коррупцией, судебной системы и институционального строительства, что вызывает озабоченность по поводу важнейших достижений реформ.

Эти опасения разделяет и МВФ, с которым ЕС тесно сотрудничает для отслеживания развития событий, и это причина того, что даже первая выплата макрофинансовой помощи (MFА) Украине была задержана на некоторое время.

Вторая выплата MFA будет зависеть от выполнения Украиной 8 структурных условий, в том числе связанных с судебной системой.

Что касается условий MFA от ЕС, то условие о создании Комиссии по этике еще не выполнено, и мы работаем с правительством Украины над его решением.

Реформа Высшего совета правосудия является ключевой в контексте более широкой судебной реформы. Нынешний кризис вокруг Конституционного Суда еще раз подчеркнул острую необходимость в такой реформе, поскольку все другие структурные реформы в Украине зависят от верховенства права.

Это также признается в Заключении Венецианской комиссии от 9 октября по законопроекту 3711, в котором рекомендуется срочно решить проблемы добропорядочности в ВСП.

Мы считаем, что воссоздание Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) и внедрение механизма для обеспечения добропорядочности Высшего совета правосудия необходимо проводить параллельно, поскольку эти два органа взаимосвязаны институционально и функционально.

Нельзя разделить эти две реформы без ущерба для их общего качества и взаимодействия. Более того, мы призывали украинские власти решить обе проблемы с помощью единого законодательного пакета, в идеале – через находящийся на рассмотрении законопроект 3711.

Это предотвратит дальнейшие задержки в процессе реформы, а также юридические несоответствия и двусмысленности, которые могут возникнуть, если изменения будут внесены отдельными законодательными актами», – заявил он.

Проще говоря, речь идет о выполнении пункта о создании Комиссии по проверке добропорядочности действующих членов Высшего совета правосудия (ВСП), а также кандидатов в ВСП.

«Добропорядочность ВСП должна быть усилена путем создания независимой Комиссии по этике с привлечением международных экспертов.

Эта Комиссия, с одной стороны, будет оценивать добропорядочность нынешних членов ВСП и рекомендовать к увольнению тех, кто не прошел такую ​​оценку, а с другой стороны, предварительно будет отбирать кандидатов, чьи качества отвечают требованиям к этике и добропорядочности, из которых субъекты назначения членов ВСП могли бы выбрать в итоге членов Совета правосудия.

И позвольте мне еще раз подчеркнуть: мы считаем, что перезагрузка ВККС и ВСП должна происходить параллельно, поскольку реформированная ВККС не сможет реализовать свои задачи и функции, если реформа ВСП – окончательного органа, принимающего решения по вопросам процесса отбора и квалификационного оценивания судей – откладывается или затрудняется», – отметил он.

«Мы настоятельно призываем включить положения о создании независимой Комиссии по этике со значимым международным участием для проверки действующих членов ВСП и кандидатов в члены ВСП в соответствии с Конституцией Украины и рекомендациями Венецианской комиссии», – подчеркнул Матти Маасикас. С полной версией интервью Посла ЕС можно ознакомиться по ссылке.

А уже в 2021 году, 25 января, Послы «Большой семерки» (G7) обнародовали план судебной и антикоррупционной реформ в Украине.

Из этого плана следует простой вывод – почти все, что ранее предлагали депутаты и Офис Президента в направлении судебной реформы, нужно дописывать или переделывать. 

29 января Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен  написала в Твиттер, что у нее состоялся разговор с Президентом Украины Владимиром Зеленским.  «Подтверждается твердая поддержка украинской программы реформ: усилия по судебной системе и борьбе с коррупцией очень важны», – отметила она.

3 февраля при участии Дениса Шмыгаля, министров состоялось заседание Комиссии по вопросам координации выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. На заседании выступил и Матти Маасикас. Он подчеркнул, что ЕС уделяет значительное внимание правосудию, верховенству права и борьбе с коррупцией.

Посол отметил позитивные сдвиги в работе Высшего антикоррупционного суда, а также принятие законодательства о возобновлении электронного декларирования. Однако отметил он: «мы бы хотели увидеть дальнейшие улучшения. В частности, внедрение эффективного сдерживающего фактора» (имеется ввиду наказание в виде лишения свободы за ложь чиновников и судей в декларации, о котором ранее высказались послы «Большой семерки» – прим. ред.).

«Что касается крайне необходимой судебной реформы. Мы обратили внимание на тревожное развитие событий в Верховной Раде вчера относительно законопроекта 4229.

Вместе со своими партнерами из «Большой семерки» и Венецианской комиссии Евросоюз выступил с четкой позицией относительно необходимости реформировать Высший совет правосудия как институцию, которая должна быть в центре судебной реформы», – подчеркнул Посол ЕС.

4 февраля Офис Президента Владимира Зеленского сообщил о встрече с Послами «Большой семерки» (G7). 

Послы оценили встречу следующим образом.

«Послы с удовольствием заслушали амбициозные планы судебной реформы, изложенные Президентом. Они подчеркнули необходимость всесторонней судебной реформы, включая одновременную реформу ВСП и ВККС, и выразили обеспокоенность недавними законодательными инициативами (з/п 3711, 4229), которые не обеспечат качественных, честных судей; люди и бизнес говорят нам, что нуждаются именно в таких», – сказано в сообщении G7 (Стоит напомнить, что законопроект 3711 подал в парламент сам Президент Зеленский).

А 5 февраля G7 сообщили, что встреча также состоялась с Дмитрием Разумковым.

«На встрече с Дмитрием Разумковым послы G7 были рады услышать о планах Верховной Рады по поддержке реформ этого года. Они подчеркнули важность и непременность комплексной судебной реформы, которая также охватывает Высший совет правосудия, для развития Украины. Послы подчеркнули необходимость усиления антикоррупционных институтов и мероприятий. Они высоко оценили положительные шаги в вопросе реформы Службы безопасности Украины и выразили надежду на их завершение и внедрение», – отмечается в Твитттере G7.

Итак, 11 февраля будет подведен итог усилиям Украины в выполнении озвученных на Саммите амбициозных планов.

Как сообщает Кабмин, предполагается согласование ряда дальнейших совместных шагов для практической реализации договоренностей Саммита, многие из которых были «достаточно амбициозными и комплексными».

Речь идет о запуске процесса всеобъемлющего обзора достижения целей Соглашения, дальнейшего продвижения в цифровой экономике, зеленого курса, заключение Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров (ACAA), а также определение конкретных временных сроков проведения первого заседания кибердиалога Украина – ЕС в 2021 году.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.