Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о поэтапном внедрении ЕСИТС – электронного правосудия, но в Бюджете-2021 не предусмотрели деньги даже на интернет для судов.
16 декабря Верховная Рада приняла за основу законопроект № 3985 о поэтапном запуске Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС), или, проще говоря, электронного правосудия. Законопроектом предусматривается внесение изменений в Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства и Закон «О Высшем совете правосудия».
Напомним, что изначально планировалось, что ЕСИТС начнет работать сразу в комплексе со всеми модулями и процессы будут происходить централизованно. Теперь же планируется запускать Систему поэтапно. Часть процессов, в частности, распределения дел автоматизированной системой документооборота суда, останется на местах, то есть будет осуществляться не в едином дата-центре, а в каждом суде обособленно.
Но самое главное, что из процессуальных кодексов предлагается изъять нормы о формировании и движении дела в электронном виде, т. е. требования о необходимости сканировать и переводить все документы в электронный вид и соответственно, о возможности сторон и суда работать с судебным делом в электронной форме и т. д.
Таким образом, от изначальной «облачной» концепции построения ЕСИТС остался очень «упрощенный» вариант.
На данный момент практика судов по поводу приема документов в электронном виде неодинаковая. Верховный Суд в своих решениях высказывает позицию, что суды обязаны принять соответствующий «небумажный» документ, но в некоторых судах справедливо отмечают, что ЕСИТС официально не заработала, соответственно, правовых оснований для приема электронного иска или другого процессуального документа нет.
За прием документа в ЕСИТС отвечает модуль «Электронный суд» (Электронный кабинет) (Ранее «Судебно-юридическая газета» рассказывала о деталях его использования – см. по ссылке).
Однако этот модуль запущен только в тестовом формате. Поэтому законопроектом № 3985 предлагается «включить» его официально, то есть все суды будут обязаны приспособиться принимать документы в электронном виде с момента объявления о его запуске в промышленную эксплуатацию.
Но и тут возникает вопрос – что дальше должно происходить с электронным документом, к примеру, иском, поданным через «Электронный кабинет»? Нормы об «электронном деле» изымаются, новый модуль электронного документооборота в суде запустится, но когда точно – пока неизвестно. Ранее в ГСА заявили, что это потребует много сил, ресурсов и времени.
Поэтому судебные дела пока будут и дальше формироваться (наполняться, идти по инстанциям и пр.) в бумажном, а не электронном виде.
То есть «Электронный суд» – это пока просто «приемное окошко», которое может быть эффективным лишь на первом этапе подачи документа в суд. И то при определенных условиях.
Кроме того, после принятия, к примеру, иска суд должен направить его копию противной стороне. А если у ответчика нет регистрации в Электронном кабинете, то расходы по распечатке и отправке «Укрпочтой» суду, опять-таки, придется взять на себя. Что, учитывая отсутствие средств даже на отправку обычных судебных повесток, будет если не невозможно, то очень накладно.
Подробнее о законопроекте № 3985 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению поэтапного внедрения Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы» можно прочитать по ссылке.
Напомним, что суды сегодня массово останавливают отправку судебных повесток и другой корреспонденции участникам судебных дел в бумажном виде. Причина – отсутствие денег на марки, бумагу, конверты и высокие тарифы на услуги «Укрпочты». Также в скором времени может остановиться передача дел по инстанциям для апелляционного и кассационного обжалования, о чем публично заявила 2 декабря глава Верховного Суда.
Все это, безусловно, вызывает удивление у сторон судебных процессов. Ведь судебный сбор в Украине немаленький, и по некоторым делам достигает сотен тысяч гривен. Выходит, сторона платит, но не получает даже элементарное уведомление на почту.
Также в парламенте появился законопроект 4360, который вовсе предлагает считать участников дела «уведомленными по умолчанию». Проще говоря, суд сбросит вам повестку, судебное решение или приказ «на электронку», а если вы не подтвердите получение, вас все равно будут считать «уведомленным», о чем секретарь суда составит соответствующую справку.
Однако, как уже писала «Судебно-юридическая газета», даже поползновения в сторону цифровизации правосудия могут в скором времени оказаться тщетными.
Дело в том, что у судов нет денег на интернет.
Об этом сообщил заместитель председателя Государственной судебной администрации Сергей Чорнуцкий.
Суды не будут распределять поступающие иски, направлять уведомления сторонам по делу, а также не будут отправлять решения в Реестр. На все это больше нет средств.
«SOS! В судах закончились ассигнования не только на марки, но и на Интернет.
Имеющихся в судах ассигнований не хватает, чтобы заключить на все месяцы 2020 договоры по сопровождению автоматизированной системы делопроизводства суда на общую сумму около 10 млн гривен.
В результате, администратор этой системы, Государственное предприятие «Информационные судебные системы», лишен возможности рассчитаться со своими долгами перед Укртелекомом, выплатить заработную плату работникам, погасить другие долги на сумму незаключенным судами договоров.
Что это фактически означает:
- с октября месяца у предприятия заблокированы счета. Следовательно, его деятельность фактически парализована;
- снижение для судов скорости интернет-связи и возникновения угрозы полного его отключения. А это – автоматическое невыполнение требований закона об отправке судебных решений в Реестр;
- невозможность отправки и получения электронной корреспонденции;
- невозможность проведения судебных заседаний в режиме видеоконференции;
- невыплата (задержка выплаты) заработной платы работникам предприятия;
- увольнение специалистов, сопровождающих специализированное программное обеспечение;
- убытки предприятия на сумму незаключенных судами договоров. Ведь предприятие, несмотря на отсутствие договора, не приостанавливает предоставление услуг по сопровождению программного продукта и несет в связи с этим соответствующие расходы.
Чтобы покрыть соответствующую сумму убытков, предприятие будет вынуждено в следующем году увеличить стоимость услуг для судов.
Однако такое подорожание стоимости услуг не учтено в бюджете следующего года.
Таким образом, нынешний финансовый разрыв предприятия в сумме 10 млн имеет все «шансы» удвоиться в следующем году.
Но уже сейчас очевидно – работа предприятия под угрозой остановки.
Итак, необеспечение судов в следующем году ассигнованиями на текущие расходы грозит остановкой работы автоматизированной системы делопроизводства суда. О ЕСИТС речь даже не идет. На это средств в проекте бюджета нет», – отметил Чорнуцкий.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.