9

Карту судов пересмотрят с учетом спроса на судебные услуги и экономической обоснованности, общие суды разделят, а апелляционные – объединят

Как сообщил перед Новым годом Офис Владимира Зеленского, Комиссия по вопросам правовой реформы с привлечением представителей экспертной среды (как утверждает ОП, в том числе и представителей Верховного Суда и Высшего совета правосудия) подготовила и отдала Президенту Стратегию устойчивого развития судебной системы на 2021-2025 годы.

Стратегия предлагает пути решения пяти основных блоков вопросов, связанных с реформированием системы правосудия.

В частности, один из блоков касается «улучшения механизмов доступа граждан к правосудию». Для этого предлагается провести аудит системы местных судов, по результатам которого пересмотреть их сеть с учетом административно-территориальной реформы, экономической обоснованности и спроса на судебные услуги.

Справедливости ради стоит отметить, что в концепции не прописано, кто, собственно, должен такой аудит проводить, откуда возьмутся на него средства, хотя аудит системы правосудия это затратное мероприятие.

Итак, первый блок называется «Реорганизация местных судов (новая судебная карта)».

По данным «Судебно-юридической газеты», он предусматривает несколько этапов. На первом этапе авторы фактически предлагают закончить процесс оптимизации местных судов, который был начат еще Петром Порошенко, но так и не закончен на практике.

Затем предлагается провести вышеупомянутый аудит и посчитать, сколько судей и судов необходимо в Украине.

Далее авторы Стратегии предлагают разделить местные суды на гражданские и уголовные.

Заключительным шагом станет объединение на уровне области в один апелляционный суд апелляционных судов хозяйственной, административной и общей специализации. 

В целом, данные этапы в Стратегии описаны так:

  1. пересмотр сети местных судов с учетом административно-территориальной реформы, экономической обоснованности и учета спроса на судебные услуги. На первом этапе объединения местных судов еще будет сохраняться возможность осуществления ими правосудия по месту нахождения существующих ныне местных судов и обеспечением в дальнейшем оптимальных условий доступа к правосудию для членов соответствующих территориальных общин;
  2. проведение всестороннего аудита системы местных судов с целью определения проблем и недостатков ее функционирования;
  3. разработка на основании выводов аудита плана пересмотра сети местных судов с учетом основных критериев. А именно: количество дел и нагрузка на судью; количество судей; расходы на содержание каждого суда (на душу населения, на дело и т. п.); демографическая ситуация в конкретном городе / регионе, учитывая данные о миграции; расстояние между зданиями суда; состояние помещений / инфраструктуры, расходы на жилье; взаимосвязь с правоохранительными органами (участками полиции, прокуратуры и тому подобное);
  4. внедрение методики определения количества судей в судах и типовых стандартов нагрузки работников судов с учетом требований процессуального законодательства и других объективных факторов (которые должны отражать критерии для расчета оптимального количества судей в судах, а также сроки, в пределах которых исчисляется оптимальное количество штатных должностей судей);
  5. рассмотрение, после создания новой сети судов первой инстанции и в зависимости от эффективности работы сети, возможности постепенной оптимизации системы местных судов путем их разделения на суды гражданской и суды уголовной специализации путем создания окружных уголовных судов для рассмотрения дел, требующих коллегиального рассмотрения и региональных уголовных судов (структурных подразделений окружных судов в регионах), или соответствующих уголовных палат в местных судах для рассмотрения всех других дел единоличным составом суда, а также создание института мирового судьи и суда присяжных;
  6. в перспективе изучение вопроса о введении возможности дальнейшего постепенного перехода (после решения проблем комплектования и сети апелляционных судов) к модели: одна область (соответствующая современной области административно-территориальная единица) – один апелляционный суд, который будет действовать в составе палат по рассмотрению уголовных, гражданских, административных и хозяйственных дел.

Напомним, ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что в Высшем совете правосудия также создали свою собственную группу для работы над судебной реформой. Впрочем, пока неясно, как ее деятельность будет соотносится с работой Комиссии при Президенте.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.